Суд начнет рассмотрение дела об убийстве Немцова
Московский окружной военный суд с участием присяжных в понедельник приступит к рассмотрению уголовного дела в отношении пятерых обвиняемых в убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова в феврале 2015 года.
Ранее в ходе второй попытки отбора из 84 пришедших по повестке судом были отобраны 12 основных и 10 запасных присяжных, то есть всего 22 человека. Ранее суд собирался оставить лишь шестерых запасных членов коллегии.
Как ожидается, на заседании прокурор огласит обвинительное заключение, после чего защита выскажет свою позицию по делу. Также будет определен порядок исследования доказательств по делу, в том числе допроса свидетелей.
В ходе предварительных слушаний МОВС удовлетворил ходатайство защиты фигурантов о рассмотрении дела коллегией присяжных.
По поручению Генпрокуратуры обвинение по делу поддерживает группа опытных прокуроров — гособвинителей столицы, среди которых — Мария Семененко и Алексей Львович. Последняя поддерживала гособвинение в ряде сложных и резонансных уголовных дел с участием жюри присяжных, в частности, в деле об убийстве журналистки Анны Политковской.
На скамье подсудимых пять человек: Заур Дадаев, братья Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. В зависимости от роли и степени участия они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное организованной группой, по найму) и ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, совершенный группой лиц).
Уголовное дело рассматривает именно военный суд, так как на момент вменяемого ему преступления З. Дадаев служил в батальоне «Север» ВВ МВД РФ.
На различных этапах следствия фигуранты давали признательные показания: З. Дадаев — сразу после задержания, А. Губашев — на раннем этапе следствия, Ш. Губашев во второй половине 2015 года давал показания, чтобы добиться освобождения брата. Впоследствии они заявили, что на них оказывалось давление. В настоящее время все фигуранты заявляют о своей непричастности к убийству политика.
По версии следствия, примерно в конце сентября 2014 года фигуранты за вознаграждение в сумме не менее 15 млн рублей согласились на предложение Руслана Мухудинова и иных неустановленных лиц убить Б.Немцова.
Участники группы тщательно готовились к убийству, изучали образ жизни политика, вели наблюдение, выбирали способ и место нападения, подбирали оружие, транспорт, средства связи, определяли способы и маршруты отхода, считает следствие.
По его версии, в течение 27 февраля 2015 года З. Дадаев совместно с Бесланом Шавановым и А. Губашевым следили за политиком. После того как Б. Немцов со своей знакомой покинул здание ГУМа и направился в сторону дома, сообщники дали сигнал З. Дадаеву о наличии подходящих условий для убийства. Примерно в 23:31 З. Дадаев на пешеходной дорожке Большого Москворецкого моста из имевшегося у него огнестрельного оружия произвел не менее шести выстрелов в Б. Немцова, от чего последний скончался, установило следствие.
При этом, по данным следствия, А. Губашев и Б. Шаванов контролировали прилегающую к месту убийства территорию с целью своевременного предупреждения о возникновении опасности. После убийства З. Дадаев, Б. Шаванов и А. Губашев скрылись с места преступления на автомобиле. В дальнейшем, по версии следствия, Р. Мухудинов, Ш. Губашев, Т. Эскерханов, Х. Бахаев и иные лица помогали им скрыться из московского региона.
Уголовное преследование в отношении Б. Шаванова прекращено в связи с его смертью в результате самоподрыва при задержании. Р. Мухудинов, которого следствие считает организатором убийства, и иные неустановленные лица объявлены в международный розыск, расследование дела в отношении них продолжается.
Представители семьи Б. Немцова просили допросить по делу главу Чечни Рамзана Кадырова и других высокопоставленных чиновников из этой республики, но получили отказ.
В СМИ в связи с данным уголовным делом неоднократно звучало имя замкомандира батальона «Север» Руслана Геремеева, однако он до сих пор находится в статусе свидетеля. По данным адвоката В. Прохорова, следователи организовали оперативный розыск для его допроса.