Эксперты начали исследование обломков потерпевшего крушение в Египте А321
Как пишет «Коммерсантъ», интернациональная группа авиаэкспертов, в которую входят эксперты из Межгосударственного авиакомитета (МАК) приступила к детальному исследованию обломков А321 «Когалымавиа», потерпевшего крушение над Синаем в конце октября прошлого года. В состав группы помимо россиян и египтян вошли специалисты из Франции, Германии и Ирландии, в которых А321 был разработал, произведен и зарегистрирован, а также представители американской фирмы, производящей двигатели для Airbus.
По данным газеты, эксперты МАК работают на территории международного аэропорта Каира, куда были привезены обломки российского самолета. Специалисты выложат из сохранившихся деталей и агрегатов А321 его контур на полу большого ангара. Обломки там хранятся уже около года, отмечает издание, однако до сих пор внимательно изучить у экспертом возможности не было.
Источник «Коммерсанта» рассказал, что вначале представители египетских властей отрицали возможность криминального воздействия на российский лайнер и основные силы расследователей были сосредоточены на изучении данных бортовых самописцев. Затем, когда Генпрокуратура Египта, получив материалы СКР, согласилась на возбуждение уголовного дела о теракте, 19 мая текущего года произошло крушение А320 авиакомпании EgyptAir, летевшего из Парижа в Каир, в Средиземном море. Большинство специалистов, в настоящее время занятых расследованием синайской катастрофы, были вынуждены отвлечься на крушение А320 EgyptAir.
Согласно данным «Коммерсанта», специалисты намерены определить точное место срабатывания бомбы на А321 «Когалымавиа», а также ее и тип и мощность. Взрывотехники ФСБ, проведшие работы на месте катастрофы осенью 2015 года, с помощью экспресс-анализа смогли обнаружить лишь следы взрывчатки на некоторых обломках и вещах пассажиров. Впоследствии ответственность за произошедшее взяла на себя террористическая организация «Исламское государство» (ее деятельность запрещена в России), и боевики обнародовали в интернете снимок якобы сработавшей в самолете бомбы, которая состояла из пластиковой взрывчатки, заложенной в алюминиевую банку из-под Schweppes емкостью 0,33 л.
Как пояснил источник «Коммерсанта», поверхностное исследование обломком и анализ данных, опубликованных ИГИЛ, не позволили восстановить всю картину происшедшего на борту. К примеру, до сих пор не установлено, где именно было заложено взрывное устройство. По данным источника «Коммерсанта», версия о том, что бомба могла находиться под сиденьем в конце салона, появилась из-за частиц взрывчатки на обшивках кресел, однако в настоящее время специалисты не исключают, что это могли быть последствия так называемого вторичного заноса.
Как пишет газета, после установления центра взрыва эксперты собираются провести еще несколько исследований — в частности, создать объемную (или 3D) выкладку той части фюзеляжа, в которой произошел взрыв. Макет позволяет оценить разрушительное действие взрывной волны и определить мощность бомбы и наличие в ней осколков. После этого будут назначены баллистическа, трассологическая и другие экспертизы, которые вместе с данными бортовых самописцев позволят детально воссоздать картину гибели лайнера и находившихся в нем людей.
Расследование проводится с использованием российской методики, отработанной еще в 2004 году — тогда исследования обломков двух самолетов, разбившихся после вылета из аэропорта Домодедово 24 августа, позволили однозначно подтвердить предварительный вывод следствия о том, что теракты были совершены смертницами, пронесшими бомбы, отмечает «Коммерсантъ». Расследование «домодедовских» терактов привело к ужесточению мер безопасности в российских аэропортах, которые, говорят специалисты, позволили предотвратить другие акты терроризма. Источники газеты отмечают, что по результатам расследования синайского теракта также предстоит разработать комплекс мер для обеспечения безопасности международных перевозок.