К событиям в Мали. Хроника событий
Официально подтверждено, что в результате теракта в гостинице в столице Мали погибли шестеро россиян — сотрудники транспортной авиакомпании «Волга-Днепр».
Боевики проникли на территорию отеля в центре столицы Мали на машине с дипломатическими номерами, поэтому охрана спокойно пропустила их внутрь. Radisson — самая фешенебельная пятизвездочная гостиница в городе, где обычно останавливаются иностранцы. Внутри находились 140 постояльцев и 30 человек персонала. Те, кому повезло выйти оттуда живыми, говорят, что стрелять исламисты начали сразу.
«Я услышал треск, но подумал, что кто-то балуется с петардами, не понял, что нас взяли в заложники. Я спустился в ресторан, все помещение было в дыму, поэтому я быстро вернулся в номер и запер дверь. Через какое-то время спецназ начал выводить нас мелкими группами. Я благодарю Бога за то, что остался цел», — вспоминает один из бывших заложников.
Спустя несколько часов исламисты выпустили часть заложников, но только тех, кто смог на память процитировать отрывок из Корана. Перестрелка шла несколько часов. Вместе с малийцами здание штурмовали спецназ из Франции и американские военные.
«Солдаты действовали очень профессионально, они действительно заботились о нас. Я пытался выйти, но мне сказали, чтобы я оставался на месте. После они постучали в номер еще раз и сказали, что зачистили этаж от боевиков», — рассказал один из заложников.
Ответственность за нападение взяла на себя террористическая группировка «Аль-Мурабитун», присягавшая то «Аль-Каиде», то ИГ, и ее лидер Мухтар Бельмухтар, боевик из Туниса, которого ранее считали убитым.
Президент Мали подвел итоги минувших суток: погибших — 19 человек, раненых — семеро, ликвидированы два террориста. В стране объявлен режим чрезвычайного положения. С 23 ноября начинается трехдневный траур. Среди погибших — три гражданина Китая, двое бельгийцев, один немец, американец и шестеро русских. Все — из одного летного экипажа.
«В числе погибших — шестеро граждан нашей страны, которые вместе с 13 гражданами других государств были расстреляны боевиками буквально в первые моменты террористической атаки на гостиницу», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Все погибшие россияне — сотрудники транспортной авиакомпании «Волга-Днепр», которая занимается доставкой особо тяжелых грузов, основа парка — самолеты Ан-124, «Русланы». В этот раз на борту была техника из Норвегии. До этого — неоднократно — гуманитарные грузы.
Известны имена погибших: авиатехник Станислав Думанский, бортрадист Владимир Кудряшов, бортинженер Константин Преображенский, логист Сергей Юрасов, штурман Александр Кононенко и авиатехник Павел Кудрявцев. Самому старшему из них было 56 лет, самому младшему — 27. Выжившим членам экипажа повезло — волей случая в момент теракта они находились в своих номерах. Уже 22 ноября они отправятся на родину.
На захват заложников в Мали отреагировали по всему миру. В поддержку всех пострадавших высказался и Франсуа Олланд, чья страна когда-то была для Мали колониальной метрополией, держит там войска, а недавно сама пережила весь ужас терактов.
«Террористы демонстрируют свое варварство везде, где это возможно, везде, где они могут убить, везде, где это смогут увидеть другие. Поэтому нам нужно твердо держаться и еще раз показать, что мы разделяем трагедию дружественного Мали», — заявил Олланд.
У Парижа действительно были долгие, но далеко не всегда теплые отношения с этим африканским государством. До 1960 года Мали оставалась колонией Францией. Неоднократно в стране вспыхивали восстания, последнее — в 2012 году. Племена туарегов, захватив оружие на бывших складах Каддафи, двинулись из объятой гражданской войной Ливии в глубь континента и провозгласили там независимое государство Азавад со столицей в Тимбукту.
Фактически сразу произошел раскол на два лагеря — на умеренных националистов и исламистов. Последние захватили несколько городов и начали рушить там памятники и мечети. Ситуацию усугубил государственный переворот. В итоге все закончилось французской интервенцией и бомбардировками исламистов. С тех пор война перешла в скрытую, партизанскую, фазу, отголоски которой слышны в Мали до сих пор.