Уголовное дело полицейского Николая Степучева, застрелившего коллегу, закрыто
Уголовное дело полицейского вневедомственной охраны Ревды Николая Степучева, застрелившего своего коллегу и командира Александра Шляпникова, закрыто в связи со смертью обвиняемого. Его останки, найденные почти два года спустя после трагедии в лесном массиве на Промкомбинате, предали земле. Все обстоятельства преступления установлены. Осталось неясным самое главное — мотив, причина, побудившая «спокойного, выдержанного» (по отзывам сослуживцев) ветерана Чеченской войны к убийству товарища. Что произошло между Степучевым и Шляпниковым в тот роковой полдень, не знает никто, кроме них двоих. Эту тайну они унесли с собой в могилу, пишет в среду издание «Ревда-Инфо».
По уголовному делу было проведено 16 экспертиз (в том числе 6 баллистических, 2 молекулярно-генетические, 1 почерковедческая, 3 компьютерно-технические — видеозаписей камер наблюдения в ОВО), допрошены порядка ста свидетелей.
Напомним, 30 ноября 2013 года с 12.10 до 12.30 на втором этаже здания ОВО дежурный пульта централизованной охраны старший лейтенант полиции, 42-летний Николай Степучев, находясь при исполнении служебных обязанностей, открыл огонь из табельного «Макарова» по дежурному офицеру, 42-летнему капитану полиции Александру Шляпникову. Раненый Шляпников пытался убежать, спустился на первый этаж, убийца добил его, практически в упор, около самого выхода.
На звук выстрелов из диспетчерской выглянула дежурная пульта управления, Степучев выстрелил и в нее, попав в дверной косяк, после чего скрылся. Бесследно. Масштабные поиски преступника — живого или мертвого, на которые были брошены несколько сотен полицейских из Ревды и соседних городов, ни к чему не привели, хотя прочесали окрестные леса и сады на совесть.
В тот же день в отношении Степучева Следственный отдел СКР возбудил уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство) и ч.3 ст. 30, п."а" ч.2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух лиц).
«Многие считали, что Степучеву, с его военным опытом и подготовкой, удалось выбраться из города, — рассказывает старший следователь Следственного отдела СКР по Ревде Александр Рудь. — В версию самоубийства люди, знавшие его, не верили».
Беглеца объявили в федеральный, а затем в международный розыск. Заочно ему было предъявлено обвинение — так как вина была очевидна. 30 октября 2014 года предварительное следствие по уголовным делам приостановили за розыском обвиняемого.
14 августа 2015 года в 16 часов в лесу в районе улицы Рябиновой (Промкомбинат) лесорубы наткнулись под елью на скелет в истлевшей полицейской форме.
«Человек лежал лицом вниз, в правой руке, оказавшейся под телом, у него был зажат пистолет Макарова, — рассказывает Рудь. — На теле были останки форменной одежды полицейского: рубашка, брюки; сверху болоньевая куртка. В нагрудном кармане рубашки находилось служебное удостоверение — фото и записи стерлись от трупных гнилостных выделений, но номер сохранился — он принадлежал Николаю Степучеву».
Оружие — с восемью патронами в магазине — также принадлежало ему. Все сходилось. Заступая на дежурство, полицейский получает два магазина (по 8 патронов), шесть пуль Степучев выпустил в Шляпникова, седьмую — в дежурную, выкинул использованный магазин, перезарядил пистолет. Последний, восьмой, патрон из первого магазина оставался в стволе, ожидая своего часа… Наконец, наушники и связка ключей, лежавшие в карманах куртки, тоже были Степучева.
В черепе трупа имелось два пулевых отверстия в височной области — справа входное, слева — выходное. Навылет. Пулю при детальном осмотре места обнаружения трупа (с металлоискателем и магнитными граблями) так и не нашли, но это, говорит следователь, неудивительно: она могла застрять в стволе дерева, которое потом попало под топор, а гильзу смыло во время таяния снега.
Казалось бы, никаких сомнений относительно личности погибшего, при таком количестве доказательств, быть не может. Тем не менее, чтобы исключить все, даже самые фантастические, возможности, была проведена ДНК-экспертиза. Образцы ДНК трупа с Промкомбината и ДНК, полученной экспертами с бритвенного станка и зубной щетки Степучева, совпали. 100% — это он.
По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в результате сквозного огнестрельного ранения головы. Причем характер ранения таков, что человек мог причинить его сам себе.
«Можно с уверенностью сказать, что тело не подвергалось транспортировке (не было следов волочения), то есть, как он упал, так и остался лежать, — говорит Александр Рудь. — Скорее всего, это произошло в день совершения преступления, а точнее, сразу после него. Потому что если бы Степучев жил в лесу какое-то время, опять-таки, сохранились какие-то следы его пребывания: шалаш, обертки от еды и т. д.»
Вывод следствия: добравшись до леса, оказавшись один, Николай Степучев осознал, ЧТО сделал и под воздействием эмоций, чувств покончил с собой.
Почему тело так долго не находили? Во-первых, не там искали. Через несколько часов многие полицейские, находившиеся в оцеплении, слышали звук, похожий на выстрел. Но они ошиблись в направлении, решив, что «хлопнуло» в районе Кабалинских родников. Поэтому поисковики сосредоточились с правой стороны совхозной дороги, если ехать из города, а лес, где беглец свел счеты с жизнью, находится с левой стороны. Во-вторых, как сказал следователь, по своему опыту: «Обнаружить труп в лесу, даже зная, где он находится, проблематично. Можно десять раз пройти мимо — и не заметить. Хорошо еще, что останки не растащили животные».
Утром, последний раз уходя на службу, Николай Степучев оставил жене записку: «Я тебя люблю. Будь счастлива!». Будто знал, что не вернется.
«Насколько нами установлено, конфликт между обвиняемым и потерпевшим был спонтанным. Ничего не говорит о том, что Степучев планировал убийство своего сослуживца. Записка, оставленная жене, малоинформативна в этом плане. Непонятно, что автор имел в виду, прощаясь. Эксперты-почерковеды установили, что человек, писавший эти строки, был возбужден, взволнован. Но это тоже ни о чем не говорит, — сообщил старший следователь СО СКР по Ревде Александр РудьТакже не удалось найти никаких свидетельств, что вражда между сотрудниками существовала ранее… Но, судя по характеру Степучева, причина, побудившая его к преступлению, должна быть веская — он характеризуется как человек сдержанный, эмоционально устойчивый. Такой человек не мог просто так совершить то, что совершил».