РФ выиграла у ЕС в ВТО принципиальный спор с советских времен
Третейская группа Всемирной торговой организации поддержала Россию в споре с ЕС по так называемым «энергокорректировкам», говорится в сообщении Минэкономразвития.
Решение панели арбитров в пятницу вечером было опубликовано на сайте ВТО. Иск Россия к ЕС по этому вопросу подала в 2013 году, а сама тема возникла еще в далекие 80-е годы прошлого века во времена СССР и нерыночной на тот момент советской экономики.
«Помимо признания противоречащей нормам ВТО самой методики расследований ЕС, третейская группа согласилась с позицией РФ по конкретным экспортным кейсам. В частности, группа указала, что продление действия меры в отношении сварных труб с использованием „энергокорректировок“ также не соответствует обязательствам ЕС в рамках ВТО. Также было признано, что у ЕС отсутствовали основания начинать пересмотр меры в отношении нитрата аммония и, следовательно, продлевать ее действие. Третейская группа рекомендовала ЕС привести свои меры в соответствие с правилами организации», — отмечается в сообщении Минэкономразвития.
Отмечается, что Третейская группа удовлетворила ключевые претензии России. «Рассчитываем, что ЕС добросовестно и оперативно исполнит решение. Это позволит существенно улучшить условия доступа российских товаров на рынок ЕС, устранив „историческую“ дискриминацию российских производителей при проведении антидемпинговых расследований ЕС», — приводится комментарий главы Минэкономразвития Максима Решетникова в сообщении министерства.
«ЕС не сможет в будущем законно применять практику энергокорректировок в антидемпинговых расследованиях, причем не только в отношении России, но и других стран (жертвами этой практики уже стали многие, в том числе Аргентина). ЕС должен будет пересмотреть действующие антидемпинговые меры в отношении сварных труб из России, ЕС должен будет отменить действие текущей антидемпинговой пошлины в отношении российской аммиачной селитры», — прокомментировал «Интерфаксу» итоги вынесенного решения экс-директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития, заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков.
Точка в 30-летнем споре
В Минэкономразвития отмечают, что «третейская группа поставила точку в продолжавшемся три десятилетия споре с ЕС в отношении якобы нерыночного характера российской экономики — в частности, признана противоречащей правилам ВТО практика ЕС, в соответствии с которой в антидемпинговых расследованиях не принимаются во внимание издержки российских предприятий на приобретение сырья».
«Такой подход стал применяться ЕС еще в отношении советского экспорта. Он основан на предположении о якобы нерыночном характере ценообразования в нашей стране, в частности, на газ. Его использование привело к введению дискриминационных антидемпинговых пошлин против российского нитрата аммония и других товаров, нашим экспортерам был нанесен существенный материальный ущерб. Неоднократные попытки урегулировать эту проблему на двустороннем уровне, в том числе в рамках многих саммитов Россия-ЕС, к успеху не приводили, и очевидным выходом стало инициирование судебной процедуры в ВТО», — напоминают в министерстве суть претензий РФ к ЕС.
Медведков в свою очередь отметил, что «решение третейской группы также открывает дорогу для оспаривания в процедурах разрешения споров т.н. неписанных практик — действий правительственных органов, прямо не регламентированных национальными законодательствами, но по сути противоречащих нормам ВТО».
«Раньше третейские группы ВТО рассматривали только законы, постановления и прочие правовые тексты правительств стран и сравнивали их с текстами соглашений ВТО, а в этом споре впервые рассмотрели практику — как конкретно считали антидемпинговую пошлину», — пояснил эксперт.
«Опубликованный сегодня доклад третейской группы ВТО по спору в отношении т.н. энергокорректировок ЕС признал соответствующую практику Брюсселя прямо противоречащей правилам многосторонней торговой системы», — подчеркнул Медведков.
По его словам, в рамках этой практики (энергокорректировок — ИФ) ЕС в ходе антидемпинговых расследований не учитывал цены, по которым российские предприятия покупали природный газ для производства экспортной продукции. «Вместо них в расчетах использовались цены на газ в третьих странах, что практически всегда приводило к переоценке реальных издержек российских компаний и, соответственно, к высоким антидемпинговым пошлинам против российских товаров», — рассказывает Медведков о практике дискриминации российских товаров со стороны ЕС из-за инструмента энергокорректировок.
По его словам, ЕС начал использовать этот подход еще в 80-годы против советских производителей нитрата аммония, а потом и других товаров.
«Многомиллионные потери от торговой дискриминации заставили наших переговорщиков (команду возглавлял тогда вице-премьер РФ Александр Шохин (сейчас глава РСПП — ИФ) в 1992 году потребовать от ЕС проведения антидемпинговых расследований в соответствии с правилами ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое было до ВТО — ИФ) и учитывать факторы естественной конкурентоспособности российских экспортеров. Первоначальный отказ ЕС от удовлетворения этих требований даже привел к остановке переговоров между Россией и ЕС по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Год спустя ЕС согласился прекратить дискриминацию России и включить соответствующие обязательства в проект договора (был подписан в 1994 году). Однако, поскольку в соглашении отсутствовали механизмы принуждения к выполнению обязательств, ЕС продолжал рассматривать Россию как страну с нерыночной экономикой и применять особые правила антидемпинговых расследований», — рассказывает Медведков о длинной истории этого вопроса.
«В 2002 г. после переговоров, проведенных министром экономики РФ Германом Грефом с торговым комиссаром ЕС Паскалем Лами, ЕС исключил Россию из списка стран с нерыночной экономикой, но сохранил возможность применения корректировок российских цен. Жертвами этой политики стали многие предприятия, прежде всего химической и металлургической отраслей нашей экономики, за эти годы они понесли многомиллиардные потери, но попытки убедить руководство ЕС в необходимости отказа от дискриминационных торговых процедур в отношении России, которые предпринимались на практически всех двусторонних саммитах, результата не дали. Возможность оспаривания указанных мер ЕС в рамках ВТО широко обсуждалась российскими деловыми кругами в ходе подготовки к присоединению к этой организации», — рассказывает Медведков об этой проблеме, как одном из аргументов присоединения к ВТО и возможности оспаривания внутри торговой организации этого механизма ЕС.
«Таким образом, сегодня третейская группа разрешила в пользу России длящийся более трех десятилетий конфликт с важнейшим торговым партнером. Это решение очевидно выгодно многим российским предприятиям и потребителям их продукции в странах ЕС», — считает эксперт.
Медведков при этом подчеркнул, что этот спор был выигран без привлечения сил зарубежных юристов — только силами экспертов Центра экспертизы по вопросам ВТО и Минэкономразвития России.
По правилам ВТО, стороны могут оспорить решение панели арбитров в апелляционном органе ВТО в течение 60 дней. Интрига сейчас заключается в том, что апелляционный орган ВТО с конца прошлого года не работает, так как США заблокировали назначение новых арбитров в его состав. Поэтому вступление в силу решения третейской группы будет зависеть от действий ЕС, который сам призывал все страны не обращаться в апелляционный орган, пока тот не дееспособен.
«Вступление в силу решения ВТО сейчас зависит от того — захочет ли Брюссель „подвесить“ справедливое решение, передав его на рассмотрение неработающего апелляционного органа ВТО. Некоторое время назад ЕС призвал страны, которые пользуются системой разрешения споров ВТО, воздерживаться от апелляций до того, как апелляционный орган возобновит свою работу. ЕС даже готовится вводить санкции в отношении стран, проигравших споры в третейских группах и блокирующих исполнение их решений через апелляции. Интересно будет посмотреть на то, найдет ли Брюссель в себе силы после сегодняшнего проигрыша поступить ровно так, как он требует от своих партнеров, и не блокировать решение», — прокомментировал Медведков перспективы вступления в силу решения ВТО по энергокорректировкам.
По его словам, если ЕС не будет подвешивать решение в неработающем апелляционном органе, то должен будет в течение определенного периода (обычно этот период длится до года) выполнить решение ВТО и пересмотреть антидемпинговые пошлины на нитрат аммония и сварные трубы из РФ, а также не использовать практику энергокорректировок в отношении России в будущем.
Трубники надеются на отмену действующих в ЕС ограничений
Признание Третейской группой того, что использование корректировок в расследованиях против РФ, не соответствует нормам ВТО — это, безусловно, положительная динамика, однако теперь предстоит дополнительная работа по закреплению этих выводов в качестве окончательных решений в рамках ВТО. В целом же РФ для реализации экспортного потенциала российских производителей труб на рынке ЕС необходимо добиваться отмены действующих торговых мер ЕС в отношении российских бесшовных и сварных труб", — сказал «Интерфаксу» директор «Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев.
Как сообщалось, Европейская комиссия в январе 2015 года в рамках расследования ситуации с поставкой определенных видов стальных сварных труб на европейский рынок ввела окончательные пошлины для экспортеров из России, Белоруссии и Китая. Пошлины для российских предприятий группы ОМК определены в размере 10,1%, для предприятий группы ТМК — 16,8%, для остальных российских компаний — 20,5%.
Согласно годовому отчету ЧТПЗ, до 2017 года объем российского экспорта стальных труб составлял 1-1,2 млн тонн в год. Начиная с середины 2016 года российские трубные компании активизировали коммерческую и техническую деятельность в области экспортных поставок и достигли совокупного уровня экспорта 2 млн т в год. В 2019 году этот показатель сохранился на том же уровне. Доля ЧТПЗ составила около 36%, а общий объем экспортных отгрузок компании, в том числе и труб большого диаметра, — 736 тыс. тонн.
«Для группы ЧТПЗ сортамент сварных труб малого и среднего диаметра не является основным, поэтому решение ВТО не окажет существенного влияния на ее деятельность. Однако, компания считает данное решение справедливым и взвешенным, и позитивно оценивает его влияние на отрасль», — сказал «Интерфаксу» официальный представитель ЧТПЗ.
«Трубная металлургическая компания» по итогам прошлого года выпустила 1,2 млн тонн сварных труб. Данных по экспортным отгрузкам компания не предоставляет. «Северсталь», которая специализируется на трубах большого диаметра, в прошлом году завершила программу модернизации оборудования по производству электросварных труб диаметром от 508 мм. Общий объем инвестиций в программу составил около 1 млрд рублей. По итогам прошлого года компания выпустила около 1 млн тонн ТБД. Новый цех про производству электросварных труб в этом месяце ввела «Объединенная металлургическая компания», мощности компании по сварной трубе — около 1 млн тонн в год.