Коронавирус и падение рубля: государство обещает помочь бизнесу
Кабмин готовит предложения о поддержке ряда отраслей из-за ситуации в экономике, заявил Силуанов. О каких мерах может идти речь и на какую поддержку государства рассчитывает бизнес?
Глава Минфина Антон Силуанов сказал, что Минфин в этом году намерен потратить около 600 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Можно предположить, что часть этих средств достанется наиболее пострадавшим от коронавируса и ослабления рубля отраслям. Но можно зайти с другой стороны и стимулировать внутренний спрос, говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.
«Поддержка государством отраслей — это одна очень важная история. Вторая история — поддержка государством спроса, то есть людей. Люди потеряют зарплаты, безусловно. А если вы платите бюджетникам, если вы платите пенсионерам, то люди, получив эти средства, идут на рынок и продолжают развивать экономику со стороны спроса».
Наверное, больше всего от карантинных мер пострадали авиаперевозчики. Массовые отмены рейсов и возврат ранее проданных авиабилетов — это еще полбеды. Гораздо хуже, что авиакомпании не могут использовать освободившиеся лайнеры на других направлениях. Маршрутная сетка планируется заранее, и возможностей для маневра почти нет. А самолет на земле генерирует только убытки. Стоянка и обслуживание стоят денег. Новая техника берется в лизинг — за него тоже нужно платить. И не надо забывать про зарплаты. Здесь стимулирование спроса уже не поможет, нужны денежные вливания, считает бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов.
«Что произошло в первую очередь? Сокращение пассажиропотока, а в некоторых случаях вообще прекращение на некоторых направлениях. Некоторые могут это все переварить, как „Аэрофлот“, допустим. У них запас прочности больше, чем у кого-то. Некоторые, типа Utair и еще компаний поменьше, конечно, могут здорово просесть. Теоретически можно только компенсировать убытки на каких-то условиях. Ничего другого правительство сделать в данной ситуации не может. Оно не может убрать больных гриппом или коронавирусом или сократить его существование — оно может только финансово поддержать».
Еще вопрос — дождутся ли российские авиакомпании финансовой помощи от государства? Перевозчики до сих пор не получили обещанной от властей компенсации от закрытия Грузии. Только одна S7 оценивала потери в 600 млн рублей.
В туриндустрии ситуация тоже весьма тревожная. В РСТ предрекают массовые банкротства туроператоров. В самой отрасли на помощь государства, похоже, не сильно надеются. Не мешали бы выживать — так ответила на вопрос Business FM о господдержке отрасли генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Ирина Глазкова.
«Что касается финансовой составляющей. Попросить — пожалуйста, дайте нам денег на зарплату — это из области бреда. А в налоговые каникулы я не верю. Я бы даже просить об этом не стала. Я бы попросила бы более внимательно относиться к различным мероприятиям и к запретам. Прежде чем делать какой-то запрет, нужно думать, какие последствия будут».
Помощь может потребоваться не только авиакомпаниям и турфирмам. Та же торговля, упомянутая Силуановым, много теряет на срывах поставок. Особенно это касается электроники, которая производится в Китае. В зоне риска и сырьевые экспортеры. Список можно продолжать.
Но глава Минфина поддержку пока только обещает. А премьер Михаил Мишустин после заседания только что созданного координационного совета по борьбе с коронавирусом рассказал о плане действий властей. Он, хочется верить, поможет остановить распространение инфекции, но вряд ли обрадует, к примеру, туроператоров. В частности, глава кабмина призвал ограничить зарубежные поездки россиян и свести к минимуму количество всех массовых мероприятий — развлекательных, спортивных и деловых.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Россия оказалась лучше других стран подготовлена к мировому экономическому кризису. А глава Минпромторга Денис Мантуров назвал плюсы от ослабления рубля, вызванного распространением коронавируса и обвалом нефтяных цен. По мнению министра, это повысит конкурентоспособность России на внешних рынках.