Изготовителей шоколада и стиральных порошков уличили в двойных стандартах для РФ
Федеральная антимонопольная служба выдала предупреждение производителям шоколада Lindt и стиральных порошков и капсул для стирки Persil и Ariel из-за того, что их товары в России отличаются по составу, качеству и условиям использования от товаров под этими же брендами в странах Западной Европы. Об этом сообщил журналистам замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
ФАС совместно с Роспотребнадзором провела проверку состава и качества шоколада, а также стиральных порошков и капсул для стирки. В ходе проверки в товарах одних и тех же международных брендов, которые продаются в России и в Западной Европе, были выявлены существенные отличия.
«Если говорить об аналогичных линейках порошков Ariel и Persil, то при сопоставимой моющей способности дозировка, рекомендованная на упаковке порошков российского производства для аналогичных условий стирки, в 1,5-2 раза выше, чем рекомендованная на упаковке порошков, произведенных в Европейском союзе», — пояснил Кашеваров.
В шоколаде Lindt, который продается в России, содержание 12-14 органических кислот отличается от товаров, приобретенных в Европе: у некоторых образцов на 10-15%, а у других — на 100-220%.
При этом на упаковках международных брендов размещаются указания—акценты на страну происхождения, из которых у потребителя складывается ощущение, что он покупает товар, тождественный тому, который производится в ЕС.
Такая практика международных производителей, по мнению ФАС, нарушает требования закона «О защите конкуренции». Когда потребитель принимает решение о покупке товара, он при выборе между ним и товаром российского производства руководствуется глобальной репутацией бренда, указывают в ФАС. Но если качество товаров таких производителей не соответствует европейским образцам, их преимущество перед другими производителями является необоснованным.
«Мы говорим о разном содержании товаров, которые называются одинаково. По нашему мнению, такая практика может приводить к тому, что потребители вводятся в заблуждение относительно свойств и качеств товаров, которые они приобретают», — отметил Кашеваров.
ФАС 3 декабря направила пять предупреждений международным производителям — ООО «Линд унд Шпрюнгли (Раша)», ООО «Проктер энд Гэмбл — Новомосковск» и ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская компания» и ООО «Хенкель Рус». ФАС ожидает, что после получения предупреждения компании исполнят их в течение 30 дней с момента его получения.
Компания обязана воспроизвести состав оригинального товара, который продаётся в странах Западной Европы, либо нанести на упаковку товара обозначение, что он произведён для российского рынка, пояснил Кашеваров.
Ранее проблема «двойного качества» одинаковых вроде бы товаров, предназначенных для продажи в разных стран, поднималась руководителями ряда стран Евросоюза. О наличии двойных стандартов заявлял, в частности, премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
«В Австрии вы покупаете продукт с сахаром, но в Словакии получаете искусственный подсластитель и вдобавок продукт обходится дороже», — говорил Фицо на саммите стран «Вышеградской четверки» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) в 2017 году.
Проведенное в том же году по заказу правительства Словакии исследование показало, что состав ряда идентичных внешне продуктов в магазинах страны и на прилавках соседней Австрии радикально отличается. Так, например, выяснилось, что рыбные палочки одного из брендов в Австрии содержат на 8,8% больше рыбы, чем точно такой же продукт в Словакии, а в продаваемом в Словакии сыре Emmental в отличие от австрийского нет характерных дырок.
На «двойное качество» продуктов указывали и власти Венгрии. В 2017 году местное Управление по безопасности пищевых продуктов (NEBIH) сообщало, что при проверке 96 видов продуктов разница обнаружилась в 71-м случае. так, например, в одном из видов растворимых супов фрикаделек в упаковках из Австрии было вдвое больше, чем в аналогичных из Венгрии. Эксперты пришли к выводу, что продукты, купленные в Венгрии в среднем включают в себя меньше натуральных компонентов и больше усилителей вкуса и при этом дороже.
После выхода исследования премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал его данные «самым большим скандалом», а глава правительства Болгарии даже сравнил ситуацию с продуктами для Восточной Европы с «продовольственным апартеидом».
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер вынужден был заявить, что не потерпит, чтобы в одинаковых упаковках и под одними и тем же брендами в разных странах ЕС продавались совершенно разные товары.
«Словаки не заслуживают того, чтобы в их рыбных палочках было меньше рыбы, венгры — меньше мяса в блюдах, а чехи — меньше какао в шоколаде», сказал тогда Юнкер.