Агломерация БМВ (большое мусорное ведро) Екатеринбурга
Неизбежность в отсутствии здравого смысла
Весьма удивительно, но в последнее время разговоры о создании Большого Екатеринбурга, который объединил бы города агломерации в единую административную единицу, несколько поутихли. Складывается впечатление, что власти муниципалитетов действуют по принципу «моя хата с краю». И опасаются, как бы декларируемые плюсы объединения не обернулись каким-нибудь огромным минусом. Например, есть один дурно пахнущий, во всех смыслах, вопрос, который грозит рассорить добрых соседей. Это — мусорная реформа.
Город-спутник-свалка
В настоящее время мусор со всех городов агломерации — Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Среднеуральска и Березовского — везут на одну-единственную площадку. Это полигон «Северный» на границе Екатеринбурга и Верхней Пышмы. Как сообщили «Уралинформбюро» в областном министерстве экологии, мощности полигона хватит еще на 3 года, после чего площадка подлежит закрытию и рекультивации.
А дальше складировать отходы муниципалитетов будет негде, если только не построить новые мощности. В минэкологии рассматривают возможность создания нового полигона на смежном участке с «Северным». Там же планируется разместить и мусоросортировочный завод, который, по версии чиновников, «должен обеспечить сортировку 100% поступающих на объект отходов».
Это — громкое заявление: даже за рубежом нет таких фантастических цифр! Соответствует оно действительности или нет — сказать пока невозможно, потому что проекта нет и в помине. Он может быть разработан только в привязке к конкретному месту, с учетом инженерно-геологических изысканий, удаленности от населенных пунктов и других обязательных вводных.
Так вот с выделением участка — загвоздка. Жители Верхней Пышмы не особенно хотят видеть у себя под боком новую свалку. Не удается пока продавить идею строительства аналогичного объекта и на южной границе Екатеринбурга — там против восстали жители поселков Шабровский и Большое Седельниково, а также соседней Сысерти. Категорическое «нет» сказали и жители Арамиля. Даже в довольно-таки удаленной от Екатеринбурга Белоярке тревожатся по поводу строительства полигона.
Общественники предлагают властям оборудовать свалку на Чусовском тракте, в 30-40 километрах от Екатеринбурга. Как сообщил «Уралинформбюро» источник в областном правительстве, для этого придется вырубить 70 гектаров (!) заповедного леса. При этом наверняка найдутся противники такого шага, которые без труда организуют протест. К тому же, чем дальше находится свалка, тем выше тариф на перевозку мусора до нее.
Если ситуация не сдвинется с мертвой точки в ближайший год, Екатеринбург превратится в БМВ — большое мусорное ведро. На строительство мусоросортировочного завода и полигона, по словам чиновников, требуется не менее полутора лет. Добавим к этому сроки проектирования и многочисленных госэкспертиз… Времени в обрез.
В отсутствие полигона местным властям, в соответствии с законодательством, предложат изыскивать на своей территории временные площадки складирования мусора сроком на 11 месяцев. Излишне говорить, что через 11 месяцев процедуру придется повторить. Поэтому мусорных свалок окраинам всё равно не избежать. Причем, по логике, места «временного» хранения ТБО будут изыскиваться на периферии муниципального образования, то есть на границах соседей по агломерации. Таким образом, не исключено, что части будущего Большого Екатеринбурга окажутся разделены демаркационными линиями из мусора.
Понятно, что объединение в Большой Екатеринбург позволит административно подавить протесты жителей малых городов против складирования отходов мегаполиса. И ныне самостоятельные муниципалитеты рискуют стать мусорными пригородами уральской столицы.
А где была соломка?
Проблема большого мусорного ведра не стояла бы столь остро, если бы ее начали решать заранее. Закладывать резервные площадки для утилизации городского мусора следовало еще в начале 2000-х при утверждении Генплана застройки Екатеринбурга до 2025 года и Стратегического плана развития города до 2015, а затем и 2025 года.
Тогдашний мэр Аркадий Чернецкий и депутаты гордумы в целом правильно спрогнозировали тренды роста уральской столицы. Чиновники много ездили по зарубежью, смотрели на чужой опыт, делились впечатлениями с горожанами. Но мусорный вопрос не стоял во главе угла.
Справедливости ради, стоит сказать, что мысли в этом направлении были. В 2011 году был торжественно запущен мусоросортировочный завод на тогда еще функционировавшей свалке «Широкая речка». Предполагалось, что это позволит увеличить производство вторсырья и уменьшить «хвосты» — неперерабатываемый мусор для захоронения на полигоне. В 2013—2014 году мощности завода предполагалось нарастить со 100 тысяч до 500 тысяч тонн (!!!) сортируемых отходов в год.
Но завод себя не оправдал, поскольку смог отбирать менее 5% вторсырья из мусора. Через несколько лет он был закрыт. Это заставляет, кстати, задаться вопросом — а не разделят ли его судьбу все последующие мусоросортировочные заводы? Как заявил депутат нынешнего созыва екатеринбургской гордумы Виктор Сомиков, «по факту все мусоросортировочные заводы у нас превращаются в свалку». И, кстати, пример современного завода в Тюмени — тому доказательство. Там, как ранее рассказывало «Уралинформбюро», уровень сортировки мусора не превышает 17%.
Ярый сторонник прямых выборов мэров и столь же горячий противник строительства мусорных объектов на границах Екатеринбурга депутат свердловского Заксобрания от КПРФ Вячеслав Вегнер в интервью ЕТВ заявил:
Мы изначально совершили ошибку, когда входили на реформу. Прежде всего, надо было решить вопрос с сортировкой. Я бы запретил производство разовых полиэтиленовых пакетов. Европа больше их не производит".
Интересно, почему народный избранник не задавался вопросами утилизации екатеринбургского мусора раньше, когда в 2013—2015 годах был депутатом городской думы? Почему эту тему не поднимал его коллега-однопартиец Эдуард Мансуров, заседавший в гордуме с 2013 до 2018 года, а после сложения полномочий на некоторое время занявший пост замдиректора «главного мусорщика» уральской столицы — ЕМУП «Спецавтобаза». То есть, простите за каламбур, погрузившийся в тему отходов с головой.
Теперь оба активно зовут екатеринбуржцев на баррикады против строительства мусорных заводов и полигонов. Понятно, что популизмом можно набрать голосов в преддверии парламентских выборов 2021 года. Но никакого конструктива для Екатеринбурга нет. Мы так и будем с БМВ.
И тут хорошо бы вспомнить, что есть зарубежный опыт. В центре Вены давно действует центр термической обработки отходов. Иными словами, необычное по своей архитектуре здание Шпиттелау — это мусоросжигательный завод. Он перерабатывает 250 тысяч тонн мусора в год (по числу жителей Вену и Екатеринбург можно считать равными) и снабжает теплом более 60 тысяч зданий австрийской столицы. Это — неперерабатываемый мусор, тот же пластик горожане складируют отдельно. Полигонов в Вене больше нет. Есть реальная польза от отходов.