Свердловский кабмин не может определиться со ставкой налога на имущество

20 октября 2019 года в 12:00

Правительство Свердловской области не определилось с параметрами изменений налоговой ставки на имущество организаций в связи с принятием новой системы кадастровой оценки недвижимости. Как сообщает источник РБК Екатеринбург, три ведомства, которые должны определить условия корректировки, — министерство экономики, мингосимущества и минфин Свердловской области — оперируют разными расчетами и не могут озвучить консолидированную позицию, которая ляжет в основу корректировки регионального законодательства.

Органы местного самоуправления должны опубликовать новые налоговые ставки в срок до 1 декабря, чтобы осуществить переход на кадастровую систему оценки имущества физических и юридических лиц с 1 января 2020 года. Муниципалитеты должны были сформулировать свою позицию и представить ее правительству области. На предыдущем заседании рабочей группы, как рассказывают его участники, первый вице-губернатор Алексей Орлов заявил, что готовность региона к переходу на новую систему «весьма условна»: 15% муниципальных образований к оценке последствий для налогоплательщиков вообще не приступали, еще 25% муниципалитетов занялись вопросом, но решений не выработали.

Три сценария

МУГИСО рассчитало, что доход от налога на имущество в 2019 году прогнозируется на уровне 1,7 млрд руб. (в 2018 году было получено 1,092 млрд руб.). Глава министерства Сергей Зырянов отмечает, что «не понимает, откуда взялись дополнительные почти 700 млн руб.». Если в регионе будет применена ставка 2%, то сумма вырастет до 4 млрд руб., при ставке в 1,5% — до 3 млрд руб. Чтобы обеспечить плавный переход, ведомство предлагает дифференцированный подход: 0% для ИП и организаций на упрощенной системе налогообложения, от 0,1% до 0,5% для образовательных и медицинских организаций и 1% для всех остальных. Это самый мягкий сценарий из всех — в МУГИСО считают, что Налоговый кодекс не предполагает многократного роста налога в переходный период. Установление максимально возможных ставок обеспечит шоковый эффект для бизнеса.

По оценке министерства экономики Свердловской области, в 2020 году прогнозируемая кадастровая стоимость объектов увеличилась в целом в 2,5 раза (с 48 млрд руб. до 118 млрд руб.), соответственно, сумма налоговых поступлений вырастет до 2,2 млрд руб. Минэк просчитал несколько вариантов, которые можно применить. Если освободить от уплаты тех, кто находится на спецрежимах, а для остальных установить ставку в 1,5%, недополученный доход казны составит 1 млрд, а поступления — 1,3 млрд руб. При ставке в 1% для всех недополученный доход оценивается уже в 1,2 млрд руб. Поэтому базовый сценарий от минэк — установить 1,5% для всех и 1% для организаций на спецрежимах. Сумма выпадающего дохода — 600 млн руб., сумма поступлений — 1,7 млрд руб. В течение трех лет ставка должна быть увеличена до 2% и 1,5% соответственно. И второй базовый сценарий — дифференцировать ставку для организаций по уровню зарплаты в ней. В случае если компания выплачивает сотрудникам зарплату выше среднероссийского уровня, то для компаний на спецрежиме ставка должна быть 0,5%, а для остальных — 1%. Если не выполняет показатели по зарплате — организация должна платить налог за имущество по максимальной ставке (2%).

Самую жесткую позицию занимает региональный минфин. Ведомство напоминает, что произошло освобождение от уплаты налога на движимое имущество и региональный бюджет на этом потерял 11 млрд руб., которые нечем компенсировать.

Минфин категорически не согласен с предложением дифференцировать ставки в зависимости от модели налогообложения. Главным образом из-за риска уклонения от уплаты налогов — компании просто начнут оформлять имущество на физических лиц. Предложение ввести пониженную ставку не более 1% для «пятитысячников» (объектов коммерческой недвижимости площадью более 5 тыс. кв. м) ведомство отвергает. Минфин предлагает создать равные, недискриминационные условия для всех и установить ставку 2%.

Риски

Бизнес-омбудсмен Свердловской области Елена Артюх предлагает установить в регионе ставку не более 1% для «пятитысячников» и 0% для организаций на спецрежимах. Она не согласна с минфином относительно невозможности и несправедливости дифференцированного подхода. Если у юридического лица есть торговое помещение в 20 квадратных метров на первом этаже жилого дома, он платит по спецрежиму. Но за точно такое же помещение в торговом центре через дорогу налоговая ставка становится выше. Это автоматически создает неравные условия для ведения бизнеса.

«Кадастровая стоимость выросла в 2,6 раза по региону в целом, соответственно, налоговая нагрузка вырастет так же. Объяснить предприятию, которое в качестве налога на имущество сегодня платит 8 млн 800 тыс. руб., а в следующем году должно заплатить 26 млн руб., что это такая экономическая обоснованность, будет сложно. У нас есть множество расчетов о том, что нагрузка на малый бизнес вырастет в три, пять и семь раз. Устанавливая с 2020 года такие правила, мы получим волну недовольства», — сказала Артюх.

Концепция регионального правительства строится главным образом на расчетах недополученных доходов, говорит зампред свердловского отделения «ОПОРЫ России» Дмитрий Ханин. Однако не хватает анализа эффектов, которые налоговый маневр даст субъектам МСП. Изменения налогообложения, происходящие сейчас, ставят вопрос о целесообразности ведения бизнеса для многих предпринимателей в принципе.

Ссылки по теме:
Свердловская область завершила кадастровую оценку недвижимости
Правительство области контролирует переход на новое налогообложение недвижимости
На Урале завершили работу над ошибками по государственной оценке квартир
Найден беглый лидер экономического крыла ОПС «Уралмаш»
С 800 рублей до 12 тысяч — налог на квартиры с 2020 года вырастет в разы
Политики конфиденциальности и Условий использования Google