Есть ли смысл продолжать? В городе закончилась десятая выставка «Иннопром»
В Екатеринбурге закончилась десятая международная промышленная выставка «Иннопром». Всю неделю жители города, политики, бизнесмены, чиновники в соцсетях спорили о том, актуальна ли выставка до сих пор и насколько она нужна городу. Согласно официальной статистике, число посетителей «Иннопрома» в последние годы сокращается, а польза от заключенных соглашений ставится под вопрос даже депутатами Госдумы от «Единой России». В то же время местный бизнес доволен числом иностранных гостей и просит не лишать его возможности зарабатывать. На фоне этих споров организаторы — ГК «Формика» уже продают площади на следующую выставку.
Пустые соглашения
Основная претензия, которая возникает к выставке «Иннопром» почти каждый год, — отсутствие видимых результатов тех соглашений, которые на ней заключаются. Об этом, в частности, ежегодно говорит депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских («Единая Россия»). Ежегодно он запрашивает у правительства Рф перечень контрактов, подписанных на выставке, но, по его словам, «получает размытые ответы».
В этом году президент группы компаний «Формика», которая традиционно организует выставку, Максим Зверков заявил, что задача выставки — «не контракты, а контакты». Это заявление тоже не устроило Альшевских. «Открою организаторам и всем сопричастным тайну. В век цифровой экономики все данные предприятий есть в Интернете, а пообщаться друг с другом бизнесмены могут в частном порядке. На то миллиардные траты из бюджета не требуются», — говорит депутат.
В качестве примера Альшевских приводит соглашение, которое было заключено на втором «Иннопроме» в 2011 году между ЗАО «Невьянская птицефабрика» и AGRO VECTOR Group Ltd из Израиля. Стороны тогда решили строить новую птицефабрику в Невьянском районе, был заложен первый камень предприятия, но больше ничего не произошло.
Возможно, самым ярким примером несостоявшегося соглашения является трамвай R1 корпорации УВЗ, громко презентованный в 2014 году. Футуристически выглядящий транспорт назвали «айфоном на колесах». Правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга, корпорация УВЗ и «Газпромбанк» подписали соглашение о поставке 50 таких трамваев уральской столице к чемпионату мира по футболу, который должен был пройти в 2018 году. Но уже в следующем году выяснилось, что прототип R1 невозможно воплотить в жизнь, он банально не соответствует ГОСТам. Сейчас про него стараются даже не вспоминать.
Еще один пример — в 2011 году на «Иннопроме» было подписано соглашение о создании в Свердловской области биомедицинского кластера. «Для наших предприятий это очень важно. Это еще и прекрасно согласуется с областной программой развития фармации», — говорил тогда губернатор региона Александр Мишарин. Но, судя по информации на сайте некоммерческого партнерства «Уральский биомедицинский кластер», оно было основано в декабре 2010 года, то есть до выставки «Иннопром». Более того, в 2018 году в Екатеринбурге состоялась еще одна торжественная церемония подписания соглашения о создании медицинского кластера, причем в ней принимали участие три компании из НП «Уральский биомедицинский кластер». Чем отличаются все эти соглашения, подписанные с разницей в семь лет, — неясно.
Проблема соглашений, заключенных на «Иннопроме», в том, что все они рамочные и очень часто в них нет никакой конкретики. Например, в 2019 году администрация Екатеринбурга и «НПО автоматики» подписали соглашение о внедрении в городе системы «умного» анализа транспортных потоков. Но ни сроков реализации, ни финансовой составляющей у проекта нет. Пока это фактически лишь договоренность о возможных переговорах.
Впрочем, нельзя сказать, что ни одно соглашение, подписанное на «Иннопроме», не было реализовано. Например, на выставке в 2011 году компания «Энел Россия» обещала модернизировать оборудование на Рефтинской ГРЭС и сделала это к 2015 году.
Организация и бюджет
Выставка «Иннопром» появилась в 2010 году при губернаторе Александре Мишарине. Изначально она финансировалась из бюджета Свердловской области. Каждый год, вплоть до 2016-го, компания «Формика» постоянно выигрывала тендеры на проведение выставки и получала по 100 млн рублей из бюджета региона. С 2017 года выставка, как и обещал президент группы компаний Максим Зверков, вышла на самоокупаемость.
Основной источник дохода — аренда площадей в МВЦ «Екатеринбург-Экспо», где выставка проходит с 2011 года и который был специально построен для «Иннопрома». Согласно порталу госзакупок, аренда места на выставке стоит от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, например «Вертолеты России» заплатила за аренду площадки 3,6 млн рублей, а ГК «Ростех» — 900 тыс. рублей.
Источник в правительстве Свердловской области подтвердил Znak.com, что региональные власти больше не выступают организаторами выставки, «Формика» организует все сама. Сколько компания зарабатывает на выставке — неизвестно. Согласно СПАРК, ООО «Формика — исследование и развитие», непосредственным руководителем которой является Максим Зверков, в 2017 года получила чистую прибыль в 16,6 млн рублей, ООО «Формика» — прибыль в 5 млн рублей, ООО «Формика Лаб» — прибыль в 1,8 млн рублей. Все фирмы входят в ГК «Формика».
К «Формике» ежегодно возникают претензии по части организации выставки. Например, каждый год на территории МВЦ «Екатеринбург-Экспо» образовывались огромные пробки из-за того, что к центру есть лишь один подъезд. В этом году проблему попытались решить радикально — запретили парковку на территории выставки всем посетителям, кроме ВИП-участников и некоторых экспонентов. В результате теперь очереди из людей стоят на остановках в ожидании бесплатного автобуса, чтобы выбраться с выставки.
Все это, конечно, вызывает вопросы у жителей Екатеринбурга. «Все эти годы на „Иннопром“ ездили совсем не за инновациями, для верхнего круга это была статусная тусовка, для плебса — развлечение, столь желанное суровым уральским летом. Поглазеть на медную проволоку с нанизанными на неё огурцами стекались десятки тысяч простых уральцев, и в этом смысле выставку можно было считать важным имиджевым предприятием региона. В юбилейном году плебс решили отсечь, закрыв въезд на огромную, построенную на миллиарды народных денег парковку. Нечего людишкам зевать беззубыми ртами в присутствии сиятельных господ», — считает политолог Александр Предеин.
Возможность для города
Несмотря на критику, есть часть горожан, которые рады «Иннопрому» и довольны тем, что он проходит. Это, например, владельцы бизнеса в сфере услуг, которые ежегодно получают возможность заработать на десятках иностранных делегаций, которые, несмотря ни на что, приезжают в Екатеринбург. Все они живут в гостиницах, обедают и ужинают в ресторанах, посещают музеи и другие культурные учреждения.
Например, очень положительно «Иннопром» оценил отельер Сергей Дерендяев. «Приехало в Екатеринбург много гостей, и получили мы дополнительный доход. Как и таксисты, рестораторы, торговцы сувенирами и много кто еще. Думаете, сложили деньги в кубышку? Нет. Мы, к примеру, обновили постельное белье в обоих отелях. Докупили посуду в „Эмеральде“. Подремонтировали кое-что. Оставили немалую сумму в наших же, екатеринбургских, фирмах и магазинах, то есть в экономике города. А еще, я думаю, по итогам месяца выплачу коллегам премию за хорошую работу, налоги с которой, кстати, пойдут в бюджет, — написал он на своей странице на Facebook и добавил: — Сможете посчитать, сколько денег город получит дополнительно? Я не возьмусь. Одно знаю — много».
Похожего мнения придерживается телеведущий Евгений Енин, который, впрочем, использует более резкие выражения в своих оценках. «Есть индустрия выставок, мировая, „Иннопром“ ее часть. Как-то это работает, как — хрен его знает, но понятно, что налоги и рабочие места дает. Но нам не надо. Есть упомянутый гостиничный бизнес. Как-то это работает, как — людям со стороны непонятно, нам, горожанам, на хрен не нужно. Но налоги и рабочие места дает. Заводы, если что, мне, например, не нужны, ни один. Но — смотри выше. Вопрос: каким нужно быть унылым дебилом, чтобы быть не в состоянии понять, что если какой-то бизнес на территории города работает: завод, отель, выставка, то это хорошо для города, и, в конечном итоге, для всех горожан. А если ты не понимаешь как это работает, и тебе лично напрямую никакого навара, то помолчи и проходи мимо тихонечко», — пишет он.
Сухие цифры
Об «Иннопроме» очень просто судить по статистике, которую организаторы собирают и публикуют каждый год. По официальным данным, первую выставку в 2010 году посетили 25 тыс. человек, в ней приняли участие 500 компаний из 30 стран мира. В 2015 году, когда у «Иннопрома» впервые появилась страна-партнер (Китай), выставку посетили 52 тыс. человек, в том числе делегаты из 70 государств, приняли участие 600 компаний.
Но в следующие годы число посетителей выставки стало падать, а число стран-участниц — расти. В 2016-м ее посетили 48 тыс. человек и 40 иностранных делегаций, в 2017-м — 50 тыс. человек и делегации из 95 стран. В 2018 году выставку посетили 46 тыс. человек, а экспоненты, делегаты и почетные гости приехали из 107 стран.
По субъективным ощущениям, павильоны на выставке «Иннопром» с каждым годом становятся менее интересы для непрофессионалов. Если раньше компании старались удивить участников и СМИ громкими новинками (например, УВЗ старался демонстрировать новую технику на выставке каждый год, тот же трамвай R1 был мировой премьерой, написать о которой пригласили даже блогера Илью Варламова) или яркими стендами, то в 2019 году красочных экспозиций на «Иннопроме» почти не было — в кулуарах обсуждали лишь стенд «Русской медной компании», которая известна своими интерактивными и фотогеничными площадками. А самой громкой новинкой стал президентский автомобиль Aurus.
Результаты 2019 года пока неизвестны. По словам директора деловой программы «Иннопрома» Антона Атрашкина, в выставке приняли участие более 40 тыс. профессиональных участников, включая министров промышленности из 12 разных стран. Справедливости ради, приехали министры в первую очередь на глобальный саммит GMIS.
По словам Атрашкина, «Формика» уже продает площади на «Иннопром» 2020 года, который пройдет в партнерстве с Италией.