Крым, очень похожий на офшор
Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее закрытие доступа к данным компаний и организаций из ЕГРЮЛ, если они находятся на территории Крыма. Решать вопрос о закрытии доступа будет само юрлицо.
Доступ к информации из Единого государственного реестра юридических лиц о совладельцах и руководителях организации может быть закрыт, если она находится на территории Крыма. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Для чего это нужно и что думают об этом крымские бизнесмены?
Закрывать информацию или нет, будет решать само юрлицо, пояснил «Интерфаксу» источник в налоговой службе. Предполагается, что ограничение доступа к сведениям ЕГРЮЛ снизит риск так называемых вторичных санкций. Из-за них многие крупные российские компании, как частные, так и с госучастием, не торопятся заходить в Крым.
Если же отсутствует информация о том, что, допустим, некий банк на территории полуострова является «дочкой» крупного российского госбанка, то и оснований для введения ограничительных мер вроде как нет.
Точно так же теперь можно засекретить сведения о собственниках и руководстве, если организация находится под санкциями иностранного государства либо же это один из уполномоченных банков для гособоронзаказа. Но мы сейчас говорим о Крыме.
Крымские предприниматели, похоже, не в курсе, что могут теперь потребовать убрать сведения о себе из ЕГРЮЛ, и не совсем понимают, кто будет этим пользоваться. Вот что сказал Business FM директор симферопольского «Такси Таврика» Александр Макриди.
«Честно говоря, первый раз слышу об этом. У нас же не офшорная зона в Крыму. Аферисты, наверное, да, а мы… Думаю, навряд ли кто-то будет этим пользоваться».
Затруднился с ответом и владелец мини-отеля «Солнечный замок» в Судаке Евгений Фомин.
«Дело в том, что у меня очень маленький бизнес, меня это точно никак не коснется, поэтому я даже не знаю, что вам ответить. Может быть, кому-то это и поможет чем-то, но я затрудняюсь ответить, кому и чем».
Опрошенные Business FM юристы сомневаются в эффективности такой защиты от санкций. Во-первых, доступ к закрытым сведениям ЕГРЮЛ наверняка будут иметь госорганы, а значит, возможны утечки. Следовательно, закрытую базу, скорее всего, можно будет купить на черном рынке. Во-вторых, публичные компании обязаны раскрывать информацию, и что с этим делать, тоже непонятно.
Кроме того, отсутствие сведений о владельцах крымских активов может спровоцировать ненужный интерес к ним других стран. Не исключено, что они начнут рыть и, может быть, даже что-то нароют. Ситуацию комментирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
«Это привлечет внимание, безусловно, отдельных регуляторов со стороны США и ЕС, в частности OFAC, в части выяснения тех бенефициаров и выгодоприобретателей, которые подобные решения могли лоббировать или, соответственно, от которых они могли бы выиграть».
Неофициальный крымский офшор можно использовать и не по назначению, то есть не для защиты от санкций, говорит руководитель налоговой практики International Tax Associates Рустам Вахитов.
«Какой-то бизнес сидит, допустим, где-нибудь в Якутске. Вот они решили стать непрозрачными, открыли филиал в Крыму — все, по ним информации нет в реестрах. То есть сама по себе такая возможность открывает определенное окошко для злоупотреблений, этим могут воспользоваться компании, которые с санкциями вообще никак не связаны. Здесь не совсем понятно, как это будет применяться на практике. Нужно понимать, какие критерии будут в реальности использоваться».
Закрытие информации о собственниках крымских активов затруднит проверки контрагентов на полуострове, то есть это повышает риски инвесторов. Журналистам-расследователям это тоже осложнит жизнь. Вряд ли это все это было главной целью, скорее, это побочный эффект. Наверное, ради защиты от санкций можно с этим смириться. Главное, чтобы сама защита работала.