«Коммерсантъ» узнал о неофициальных черных списках клиентов в банках
Чтобы не сталкиваться с долгим процессом реабилитации клиентов, банки почти перестали составлять официальные черные списки. Пользователям теперь отказывают, не передавая данные об этом в Росфинмониторинг, узнал «Коммерсантъ».
После того как в России полноценно заработал двухуровневый механизм реабилитации клиентов-отказников, которые попали в черный список недобросовестных пользователей Росфинмониторинга и Банка России, кредитные организации, чтобы не сталкиваться с процессом реабилитации, начали отказывать клиентам, не передавая информацию об этом в контролирующие органы. Об этом со ссылкой на собственные источники на рынке сообщает газета «Коммерсантъ».
Подобные действия банкиров ее собеседники объяснили тем, что после запуска системы реабилитации отказники начали активно обращаться в банки с запросами на исключение из перечня. Для этого согласно разработанной ЦБ программе на первом этапе банк самостоятельно должен принять решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из единой базы.
Второй уровень реабилитации в свою очередь касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику в связи с его заявлением. Клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга. Полноценно закрепившие этот механизм изменения заработали во второй половине апреля.
Чтобы как можно реже сталкиваться с долгой процедурой реабилитации, кредитные организации, как указали источники «Коммерсанта», стали отказывать клиентам, не оформляя официально их включение в черный список через Росфинмониторинг. Подобные «недоотказы», по информации собеседников издания, нигде не фиксируются: большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении отказа им в проведении операций, а банки имеют полное право не сообщать пользователям о том, что он, по мнению банкиров, сделал неправильно.
Таким образом, как подчеркивают источники газеты, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг на данный момент не превышает 0,01% от общего количества отказов и реабилитация не работает.
«Гражданину, которому отказало сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из черного списка, [теперь] придется проходить реабилитацию в каждом из них», — пояснил газете сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.
Установить сейчас, является ли отказ банка пользователю следствием внесения его в черный список по 115-ФЗ либо же кредитная организация руководствовалась «некими собственными соображениями и внутренними регламентами или усмотрела наличие признаков сомнительности операций, не информируя при этом Росфинмониторинг, невозможно», считает и партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
«Можно, конечно, обратиться в банк за разъяснениями, но далеко не всегда это приносит результат», — отмечает он.
Разрешить сложившуюся ситуацию, как указывают источники газеты, могли бы ЦБ и Росфинмониторинг (в их ведении находится официальный черный список). Однако, комментируя эту информацию, в обеих организациях рассказали, что законодательством такой порядок взаимодействия не предусмотрен. Источник «Коммерсанта» в Росфинмониторинге также заметил, что, по его мнению, добросовестный банк, не нарушая 115-й федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», обязан предоставлять в ведомство всю информацию об отказах.
Списки сомнительных клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении этого закона, Банк России рассылает кредитным организациям с июля прошлого года.