ЭКСПОметр Екатеринбурга. Нужна ли мегаполису Супервыставка?
Есть две новости.
Первая — в ноябре 2018 года в Париже на Генеральной ассамблее Международного бюро выставок, где будет выбран город-организатор ЭКСПО-2025, заявку Екатеринбурга поддержит президент Владимир Путин.
Вторая — Екатеринбург к концу 2025 года, когда завершится главная международная выставка пятилетия, будет другим городом, нежели сейчас.
Какая из этих новостей наиболее реалистична и важна? Пожалуй, они обе равнозначны.
Сочи номер два
Пообщавшись накануне в кругу журналистов с вице-губернатором Свердловской области Александром Высокинским, я для себя окончательно понял — ЭКСПО-2025 пройдет в Екатеринбурге. Россия этот глобальный event никому не отдаст.
Если пристально смотреть на то, что делают чиновники, внимательно вслушиваться в их речи, можно с высокой долей вероятности предугадать, что есть миф, а что реальность. Идея проведения в Екатеринбурге ЭКСПО-2020 была мифической. И относились власти к ее продвижению соответственно. Потому и выиграл у нас Дубай.
Россия не потянула бы одновременную подготовку к Олимпиаде в Сочи-2014 и выставку на Урале. Для строительства олимпийских объектов и модернизации города-курорта были брошены не только громадные денежные средства, но и фантастические производственные, материальные, человеческие ресурсы. Для большинства россиян это, между прочим, так и не уложилось в голове.
ЭКСПО отличается от Олимпиады, как балет в Большом театре от гонок Формулы 1 на той же сочинской трассе. Многолетняя подготовка к главным стартам четырехлетия — и месяц спортивного фестиваля с учетом Паралимпиады. Всемирная универсальная выставка — это те же 5 лет жизни гигантской стройки и шесть (!) месяцев проверки мегаполиса на выживаемость в экстремальных условиях. К собственным пару миллионам прописанного и неучтенного населения в ежедневном режиме добавится еще 200-300 тысяч человек. И так с мая по ноябрь — Россия предложила эти сроки приема ЭКСПО на Урале.
Можно с ходу задуматься о том, выдержат ли такую пассажирскую нагрузку аэропорт Кольцово, железнодорожный вокзал, два хлипких (по современным меркам) автовокзала? Хватит ли кроватей в нынешних гостиницах и столов в действующих кафе-ресторанах? Можно смело ответить — нет.
Именно поэтому соседний Челябинск уже увидел себя в полимегаполисе, который шутники окрестили Челябургом. Высокоскоростная железнодорожная магистраль между городами-миллионниками снимет с Екатеринбурга часть нагрузки по приему гостей выставки. Кстати, по словам Высокинского, Тюмень уже «плачет» — а как же мы без такой магистрали? Дальше, вероятнее всего, «всплакнет» Пермь. А теперь представьте, какой квадрополис может сформироваться в центре России в результате проведения ЭКСПО-2025! Это совершенно иная логистика в жизни нескольких миллионов людей.
Но — главное — кардинально изменится Екатеринбург. Изменился ли Сочи после Олимпиады? Выскажу личное мнение — Игры там нужно было проводить хотя бы ради того, чтобы построить новый аэропорт и объездную дорогу. Те, кто вспомнят сарайку, в которую выгружались курортники из самолетов, и мучения, которые их ждали в пути из аэропорта по забитому Курортному проспекту, меня поймут.
Отвечая на вопрос «Уралинформбюро», Александр Высокинский озвучил примерную стоимость работ по подготовке ЭКСПО-парка — 100 миллиардов рублей и настоятельно попросил «не прибивать эту цифру к языку». Затраты однозначно будут больше. Это как бюджетные средства, так и частные инвестиции.
Вот тут вся Россия скажет — то вкалывали на Сочи, теперь на Екатеринбург. Скажет не без основания, и с завистью. А екатеринбуржцы, как и сочинцы, ответят — пойдите и сами поживите на стройке 5 лет!
Победу приносит упорство
После победы в Париже (я в ней сегодня не сомневаюсь, и проблем с рублем до конца 2018 года поэтому точно не будет!) перед столицей УрФО станет самый главный вопрос — что с этой победой делать дальше? Подготовка в футбольному чемпионату мира-2018 пока что прошла без особого напряга — ну, подумаешь, постояли в пробках с ВИЗа у стадиона, а зато какой теперь новый транспортный коридор на ВИЗ! А в перспективе на этом самом ВИЗе надо построить «город в городе» площадью 555 гектаров. Это будет крупнейшая выставочная площадка за всю историю проведения ЭКСПО.
Для сравнения — Париж (конкурент Екатеринбурга) предлагает провести ЭКСПО-2025 на готовых площадях в четырех разных точках города. И это, на мой взгляд, резко уменьшает шансы французской столицы. Я сильно сомневаюсь, что такой сложный проект потянет и Баку. Просто сравните потенциал ОАЭ, которые в поте лица и не жалея денег готовят выставку 2020 года в Дубае, с возможностями Азербайджана. И станет понятно — с Россией за победу может поспорить лишь японская Осака. Но Страна восходящего солнца менее понятна и близка 170 странам — участникам голосования за будущую столицу ЭКСПО, чем Россия.
Уже сегодня власти нашей страны начали активный сбор голосов под Ассамблею в Париже. Высокинский пообещал рассказать прессе тайны этой работы в декабре 2018-го. Мы тоже умолчим об известных нам достижениях России на дипломатическом фронте. Но намекнем, что тот же визит президента Чехии в Екатеринбург на прошедшей неделе — неспроста. И высоких гостей в ближайший год нам встречать и убеждать до бесконечности. Потому и уверенность, что в Париж поедет Владимир Путин, как в 2007 году он ездил в Гватемалу принимать из рук МОК выбор в пользу Сочи. А вы думаете, что у нас будет иной президент?
Можно не «кубатурить в голове», сколько металла, бетона, кирпича, щебня, кабеля, леса поставит только Свердловская область на эту гигантскую стройплощадку. А то голову разорвет от космических цифр. Иное дело, что для строительства ЭКСПО-парка придется возвести Деревню строителей. И вот этот приток гастарбайтеров на несколько лет станет серьезной проблемой, как и потоки грузовиков на ВИЗ. То ли построят мост через пруд к Сортировке, то ли «нагрузят под завязку» Московский тракт? Об этом предстоит всерьез думать чиновникам и экспертам.
Так почему же ЭКСПО-2025 в корне изменит Екатеринбург? Ответ лежит на поверхности. Одно дело на четыре игры мундиаля-2018 принять тысяч 30 приезжих футбольных фанатов — покричали, попили, разъехались. Иное — встретить 200-300 тысяч гостей и участников выставки. Это совершенно иная общность людей, которые не ограничатся маршрутом аэропорт (вокзал) — выставочный парк. Они пойдут в город, который потребуется преобразить. И не просто покрасить заборы или задрапировать разваливающиеся памятники старины. Модернизировать транспортную инфраструктуру, развить систему проведения досуга, подтянуть отставание в качестве воды и воздуха — это лишь первое, что приходит на ум.
Одним из главных аргументов в выборе столицы ЭКСПО, как ни странно, является наследие выставки. Казалось бы, какая разница для Аргентины, что получит Екатеринбург в конце 2025 года? Но таковы правила Всемирной универсальной выставки, она демонстрирует вектор современного развития. И власти России намерены доказать всему миру, что наша страна может претендовать на место «впереди планеты всей».
Кстати, Сочи после Олимпиады «загружают» по полной программе. Соревнования, фестивали, тусовки — можете сами посмотреть на цифры пассажиропотока аэропорта Адлера. Событийный «хвост» после ЭКСПО Екатеринбургу будут обеспечивать на федеральном уровне.
Элемент для принятия решения по ЭКСПО — мнение жителей города-организатора. Его предстоит прощупать эмиссарам Международного бюро выставок. Нашим властям нужен свой ЭКСПОметр — более точный измерительный инструмент запросов жителей Большого Екатеринбурга к переменам. Подобного шанса на получение сотни с лишним миллиардов рублей на модернизацию у мегаполиса в обозримой перспективе не будет — в этом я соглашусь с Высокинским. И будет непростительно глупо его бездарно упустить.
Официальный сайт заявки exporussia2025.com/