Транспортная реформа в Екатеринбурге с 1 июля стартует, но тайно
1 июля 2017 года в Екатеринбурге вводится кардинально новая система работы общественного транспорта.
Как сообщили «URA.RU» представители администрации Екатеринбурга, к этому дню заканчивается срок действия ранее заключенных с перевозчиками контрактов. Планируется, что администрация города проведет новые торги. Изменится ли при этом число и длина маршрутов, пока достоверно неизвестно — мэрия вправе скорректировать их, но необходимое решение пока не принято.
По мнению директора транспортной компании «Декар» Сергея Ельцова, число маршрутов сократится: «Администрация города введение [транспортной] схемы отложила на 2019 год, но от своих планов по сокращению маршрутов не отказалась. Перевозчики находятся в подвешенном состоянии. Мы и раньше не особо понимали, чего ждать, а теперь не понимаем это вдвойне».
По словам одного из идеологов реформы, близкого к мэрии депутата Заксобрания Вячеслава Вегнера, к участникам торгов будут предъявлены предельно жесткие требования. В том числе, они должны будут обладать достаточным парком автобусов большой вместимости, оснащенных системой ГЛОНАСС, собственной базой для ремонта машин, штатом механиков.
В контракте будет указано, сколько автобусов должно находиться одновременно на линии, интервал движения. Если работники создаваемой единой городской диспетчерской системы зарегистрируют неоднократный невыход автобусов на маршрут или отклонение от него, будет поставлен вопрос о расторжении контракта с этим перевозчиком.
По мнению депутата, из 37 действующих в городе коммерческих перевозчиков заключить договоры на новых условиях смогут только 4-5. Остальным придется уйти с рынка.
Изменятся и финансовые условия работы транспортников. Они больше не будут получать компенсации из бюджета на перевозку льготников. В предыдущие годы на эти цели выделялось до 700 миллионов рублей в год. Задержки с выплатой траншей неоднократно приводили к политическим столкновениям между городскими и областными властями, а также к судебным искам транспортных кампаний к мэрии.
Отныне будет действовать другая схема. Каждому льготнику перечисляется из регионального бюджета на сберкнижки и банковские карты компенсация в размере 433 рублей в месяц. Им нужно будет доплачивать 567 рублей, чтобы купить безлимитный проездной для пенсионеров стоимостью 1 000 рублей — он обязателен к приему во всех видах транспорта. Таким образом, компенсации станут адресными.
В настоящее время представители администрации города проводят замеры, на каких маршрутах чаще ездят пенсионеры, какие автобусы пользуются популярностью, а какие постоянно ходят полупустыми. По результатам исследования будет сделан вывод, какие маршруты являются прибыльными, а какие убыточными. Право обслуживать прибыльные маршруты будет выставляться на торги на общих основаниях.
Транспортникам, которые согласятся обслуживать убыточные маршруты, администрация города предложит фиксированный размер субсидии. Однако, по мнению Сергея Ельцова, победитель может не получить обещанных денег:
«Представьте гипотетическую ситуацию. На торгах представитель администрации встает и говорит, что мэрия готова выделить субсидию в размере 100 тысяч рублей. Один из участников в ответ обещает, что справится с работой за 50 тысяч рублей. А другой прикинул собственные резервы и заявил, что не только не нуждается в субсидиях, но еще и сам в бюджет деньги перечислит, лишь бы ему маршрут достался».
По словам бизнесмена, аналогичным образом уже заканчивались конкурсы в некоторых других городах. Через короткое время их победители, не рассчитавшие силы, объявляли о банкротстве.
Сергей Ельцов подчеркнул, что пока не видит смысл заявляться от имени ООО «Декар» на предстоящие торги: «Если буду, то только с тем транспортом, который у меня есть. Какой смысл покупать большие автобусы, если в 2019 году они все равно собираются еще раз полностью перекроить сеть?».