ОЭЗ в России станет меньше, но «Титановую долину» не закроют
Свердловскую особую экономическую зону в правительстве признали «условно эффективной», несмотря на незавершенную инфраструктуру, неэффективные траты и отсутствие инвестиций со стороны резидентов.
Президент России Владимир Путин поручил до 30 июня закрыть десять особых экономических зон и приостановить создание новых до разработки единых подходов к ним, пишет «Коммерсант». Причиной такого решения стали проверки Счетной палаты и Генеральной прокуратуры, которые выявили неэффективность деятельности ОЭЗ. «РБК-Екатеринбург» выяснил, грозит ли «Титановой долине» попасть в черный список.
Согласно докладу, который составил начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. С 2006 года на их создание из федерального бюджета потратили 122 млрд рублей, а налоговые и таможенные платежи из самих зон не превысили 40 млрд рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн руб. — среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По словам Чуйченко, «несогласованность управленческих решений» привела к «неэффективному использованию бюджетных средств». В отчете отмечалось, что вместо плановых 25 тыс. рабочих мест к 2016 году было создано 18 тыс.
Генеральный директор «Титановой долины» Артемий Кызласов заявил «РБК-Екатеринбург», что свердловской ОЭЗ закрытие не грозит. «Титановая долина» не входит в число десяти российских ОЭЗ, которые могут быть закрыты. Большинство из них — зоны туристско-рекреационного типа. По оценке Минэкономразвития РФ, «Титановая долина» — условно эффективная ОЭЗ. «Условно», потому что мы пока не запущены в эксплуатацию. Но в этом году мы планируем закончить строительство основных объектов инфраструктуры, чтобы полностью подготовить территорию площадью почти 300 га к промышленному производству", — рассказал Кызласов.
Отметим, замечания к «Титановой долине» неоднократно возникали на всех уровнях власти: ее проверял федеральный ОНФ, региональная Счетная палата, депутаты Законодательного собрания Свердловской области). В отчете Счетной палаты за 2014 год сообщалось, что за год ни один инфраструктурный объект «Титановой долины» так и не был создан. Физические объемы работ в сметах были завышены на 4,264 млн рублей, повторный учет стоимости материалов и работ обошелся государству еще в 3,22 млн рублей, еще 900 тыс. рублей были неэффективно использованы на аренду машин. После этого генерального директора «Титановой долины» Артемия Кызласова привлекли к дисциплинарной ответственности «в связи с ненадлежащим использованием бюджетных средств и нарушением сроков реализации проекта».
Однако в отчете Счетной палаты в апреле 2016 года «Титановая долина» в список нарушителей не попала, сообщили в ОЭЗ. Кроме того, по итогам 2015 года «Титановая долина» выполнила показатель эффективности функционирования «количество рабочих мест» на 102,5% от плана (82 рабочих места). «Основная претензия контролирующих органов к нам по итогам зимне-весенних проверок — это несоблюдение графика ввода построенных объектов инфраструктуры в эксплуатацию. В настоящее время управляющая компания ОЭЗ устраняет эти несоответствия: в начале июня мы закончили испытания систем водоснабжения и канализации на площадке», — рассказал гендиректор «Титановой долины».
В интервью «РБК-Екатеринбург» (декабрь 2015 года) Артемий Кызласов пояснил, что достигнуть необходимых результатов (к 2015 году в ОЭЗ должны были запустить производство 12 резидентов и вложить 18 млрд рублей инвестиций) не удалось из-за отсутствия должного финансирования. Но даже при отсутствии федеральных денег на 2016 год «Титановая долина» будет развиваться. За пять лет Москва выделила свердловской ОЭЗ миллиард рублей, общая сумма вложений из федерального бюджета должна составить 4,8 млрд рублей.
Кстати, и региональные власти не спешат вкладывать деньги в особую экономическую зону. В 2016 году в бюджете Свердловской области 661 млн рублей на вторую очередь «Титановой долины» не нашлось.
Еще один аргумент не в пользу «Титановой долины» — отсутствие новых резидентов. Сейчас развитием производств в ОЭЗ занимаются восемь компаний, но к 1 июля статус резидента могут потерять сразу четыре из них. Министерство экономического развития России в ходе плановых и внеплановых проверок установило, что они не инвестировали обещанных средств в организацию производства в ОЭЗ и несколько лет не вели никаких работ. Правда в «Титановой долине» надеются, что к концу 2016 года резидентами станут еще пять-шесть новых компаний. Сможет ли ОЭЗ заполучить потенциально самого богатого резидента — польскую компанию Rovese Rus, которая только на первом этапе планировала инвестировать в производство керамической плитки 67 млн евро, в «Титановой долине» не знают. В ноябре 2015 года с компанией было заключено соглашение о намерениях и она стала потенциальным резидентом.
Еще два фактора, которые могут сыграть в пользу «Титановой долины», — ее назначение и основной резидент. Минфин уже выступал с предложением выделять средства только успешным ОЭЗ промышленно-производственного типа, у которых объем инвестиций с момента создания зоны должен в три раза превышать затраты федерального центра на ее инфраструктуру.
Кроме того, вряд ли в правительстве РФ решат закрыть «Титановую долину», главным резидентом которой является предприятие «Ростеха» — корпорация «ВСМПО-Ависма». В интервью «РБК-Екатеринбург» (июль 2015 года) гендиректор «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин заявлял, что управляющая компания «Титановая долина» строит инфраструктуру, исполняет график подвода коммуникаций к их новому цеху и опасений за будущее ОЭЗ у резидента нет.
По данным на 1 января, в 30 регионах страны работает 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа).
Отметим, что до конца этого года федеральные власти планировали передать особую экономическую зону «Титановая долина» в управление региона. После передачи полномочий регион должен достигнуть показателей по количеству привлеченных резидентов, рабочих мест, объемов инвестиций, доходов и налоговых поступлений. «Такое перераспределение оптимизирует управление зонами, ускоряет принятие решений. Например, после нововведения экспертные советы, на которых рассматриваются и принимаются проекты потенциальных резидентов, будут проводиться в регионе. То есть у инвестора появляется возможность оперативно защитить свой проект и получить статус резидента. Сейчас же экспертные советы проводятся примерно раз в квартал», — объяснил Кызласов.