Тайна «черного золота»: куда пропали 800 000 баррелей нефти?
Журналисты нашли просчеты в данных Международного энергетического агентства, которое собирало информацию о балансе мирового спроса и предложения на нефть. Эксперты не досчитались целых 800 000 баррелей нефти.
Загадочные 800 тысяч баррелей и виновный в падении нефтяных цен. The Wall Street Journal сообщила, что авторитетное Международное энергетическое агентство могло ошибиться в расчетах. Речь идет о балансе мирового спроса и предложения на нефть. Возможно, аналитики МЭА учитывали в своей статистике несуществующие сотни тысяч баррелей, что негативно повлияло на мировые нефтяные цены. Могло ли агентство допустить такую серьезную ошибку, повлияло ли это на стоимость сырья, и пойдут ли теперь цены вверх?
Прогнозы и данные Международного энергетического агентства критиковали и подвергали сомнению и раньше. Но было это до драматического падения цен на нефть. Сейчас, как сообщают журналисты, в глобальном снижении котировок может быть виновато именно МЭА.
Агентство могло допустить ошибку. По его данным, предложение нефти превышает спрос на 1,9 млн баррелей. 770 тысяч бочек идут в хранилища, еще 300 тысяч — в танкеры или трубопроводы. Но куда делись еще почти 800 тысяч баррелей, задались вопросом журналисты и эксперты. А между тем, то, что спрос превышает предложение, считается одной из главных причин падения цен на нефть. Впрочем, переизбыток на рынке все равно есть, поэтому ошибка МЭА большого значения не имеет, говорит старший аналитик по нефтегазовому сектору компании АТОН Александр Корнилов.
«Мы видим рост запасов. Запасы — все-таки вещь такая, от которой нельзя отказаться. Запасы это достаточно надежный показатель, который невозможно оспорить. Поэтому имеет место рост запасов, как следствие, это хороший индикатор того, что переизбыток нефти на рынке сохраняется и даже в каком-то смысле возрастает. Так что целиком и полностью полагаться на то, что МЭА ошиблось в своих оценках, и теперь это значит, что, на самом деле, на рынке нефти все шикарно, и цены на нефть не должны быть на уровне опять 70-80 за баррель. Это, конечно, неверно».
Игроки ориентируются на несколько авторитетных источников информации о рынке сырья. Это американское Минэнерго, публикующее данные о запасах и добыче в США. Американская же нефтесервисная компания Baker Hughes ведет статистику буровых установок. Свои данные и прогнозы публикуют ОПЕК и Международное энергетическое агентство. Все, о чем все они сообщают, непосредственно влияет на мировые нефтяные цены. Однако не всей информации стоит верить, утверждает партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин.
«Есть 2 организации, предсказаниям и статистике которых верить нельзя ни на грош. Это ОПЕК, и это цифры, которые озвучивает Международное энергетическое агентство, размещающееся в Париже. По непонятной причине меняющее свои заявления примерно с частотой один раз в 3 недели. Вероятно, это объясняется качеством их экспертов. На цены они никак не влияют. На цены влияет соотношение спроса и предложения реальные на рынке. Но только не статистика, которую собирает в Париже Международное энергетическое агентство».
Можно вспомнить, что руководит агентством Фатих Бироль. Когда-то он работал в ОПЕК. А ведь именно лидер ОПЕК, Саудовская Аравия, некогда развязала ценовую войну. Так, может быть, МЭА не случайно где-то потеряла 800 тысяч баррелей? В общем, простора для разных теорий хватает. Есть аналитики, которые утверждают, что нельзя верить и американской статистике, которая, якобы, манипулирует данными. Но вопрос веры — он довольно сложный. Да и не главный. The Wall Street Journal считает, что теперь «черное золото» может подрасти в цене. Ведь выяснилось, что лишней нефти на рынке не так уж и много. Осталось, чтобы эта мысль закрепилась на улице, давшей название влиятельному изданию.