«Ведомости» назвали Николя Мора новым главой «АвтоВАЗа»
Новым главой «АвтоВАЗа» станет президент и гендиректор Dacia (румынский автопроизводитель, входит в группу Renault) Николя Мор.
Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на двух источников, близких к акционерам «АвтоВАЗа», в этом качестве сегодня, 15 марта, его утвердит совет директоров компании. Кандидатуру Мора выдвинул альянс Renault-Nissan.
Нынешний президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон уже написал заявление об увольнении и до 7 апреля будет передавать дела преемнику.
Представители альянса Renault-Nissan, «Ростеха» и «АвтоВАЗа» от комментариев отказались.
55-летний Мор — опытный производственник, поясняет выбор один из источников «Ведомостей»: он занимался в Румынии всем — от закупки комплектующих и социальных вопросов (на Dacia сильный профсоюз) до продаж и инженерных разработок. О его эффективности можно судить по тому, как быстро завод в Румынии развивается, в том числе на экспортных рынках, добавляет он. Около 90% румынских машин продается за рубежом.
Мор начал карьеру в The Boston Consulting Group и производителе автокомплектующих Valeo. Затем работал в автопоставщиках Bertrand Faure (1993-1996 годы) и Faurecia (1996-2000 годы). В октябре 2000 года стал директором по закупкам комплектующих и аксессуаров Renault. Сменил несколько руководящих должностей в подразделениях качества, производства и закупок. В Румынии в 2006—2008 годах работал директором завода силовых агрегатов. С января 2014 года — управляющий директор Renault в Румынии и руководитель Dacia.
Ситуация на «АвтоВАЗе» и на российском рынке сейчас настолько сложная, что добровольно возглавить завод вряд ли кто решится, отмечает собеседник «Ведомостей», знакомый с топ-менеджерами предприятия, и источник, близкий к «АвтоВАЗу». По итогам 2015 года чистый убыток компании по МСФО увеличился втрое — до 74 млрд руб., чистый долг — почти на 50% - до 88,8 млрд руб., у компании отрицательный свободный денежный поток (минус 27,9 млрд руб.), такие результаты вызвали недовольство акционеров.
Больше половины убытка — списания, среди других причин — продолжающееся падение рынка (минус 36% в 2015 г., продажи Lada в России упали на 31%, по данным АЕБ) и девальвация рубля, из-за которой выросла стоимость комплектующих, объясняла компания. Из-за активной закупки иностранных деталей себестоимость ряда новых моделей Lada выше их продажной цены, говорил представитель «Ростеха».
На «АвтоВАЗе» Мор прежде всего продолжит оптимизировать расходы, рассказывает источник газеты, близкий к акционерам российского автопроизводителя. При Бу Андерссоне «АвтоВАЗ» сократил численность (к примеру, в 2015 году — на 15%, до 44 тыс. человек), увеличил отсрочку платежей поставщикам и сдерживал рост их цен, перенес выпуск ряда моделей с внешних площадок на главный конвейер в Тольятти.
«Как менеджер Мор — человек уважаемый, но потянет ли он российскую специфику — вопрос, — отмечает источник газеты, близкий к „АвтоВАЗу“. — У нас в стране слишком много дополнительных факторов, которые западный бизнесмен в расчет обычно не берет: это и социальные вопросы, и пожелания правительства больше взаимодействовать с местными поставщиками». В случае с Dacia Мору на руку была близость Турции с ее развитой автокомпонентной отраслью, в России же с учетом дороговизны импорта придется взращивать панель локальных поставщиков, считает собеседник «Ведомостей». А чтобы обеспечить больший объем заказа и, соответственно, получить более низкую цену,
Renault-Nissan важно наладить экспорт автокомпонентов из России в другие страны — на заводы альянса и вторичный рынок, рассуждает он. Наладить тесное взаимодействие с местными поставщиками — это, безусловно, главная задача нового президента «АвтоВАЗа», соглашается гендиректор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин. А вот на мировом рынке у российских поставщиков небольшие шансы — разве что в кооперации с мировыми производителями комплектующих, считает он.
Во вторник совет директоров О «АвтоВАЗ» отправит в отставку Бу Андерссона с поста президента компании и назначит нового руководителя компании. Ранее источники «Интерфакса» сообщали, что новым президентом «АвтоВАЗа» вместо Бу Андерссона будет назначен ставленник альянса Renault-Nissan, также будет введена должность ответственного за связи с органами государственной власти в части социальной политики.
В качестве вероятного преемника источник «Интерфакса» называл иностранца. В качестве возможных преемников назывались корпоративный вице-президент Nissan, глава бренда Datsun Венсан Кобе, гендиректор Ижевского автомобильного завода (входит в «АвтоВАЗ») Михаил Рябов. Кандидатура Мора также фигурировала в списке вероятных претендентов на пост главы тольяттинского предприятия.