Уральские металлурги помогают освоению Арктики
На Урале два передовых комбината участвуют в уникальном проекте «Ямал СПГ». Это завод по сжижению природного газа, который строится за Полярным кругом. Он станет частью крупнейшего транспортно-индустриального центра в Арктике. Первая очередь объекта сдается в следующем году, а это значит, что партнерство будет еще долгим.
40 метров в минуту или 50 километров в день. Первоуральский завод — единственное в России предприятие, где освоили выпуск стальных труб диаметром до 630 миллиметров. Продукция такого размера необходима для уникального проекта «Ямал СПГ» — завода по производству и хранению сжиженного газа за Полярным кругом.
На формовочном стане шаг за шагом рулонная заготовка поэтапно превращается в трубную заготовку таким образом, что на выходе ее остается только сварить. От качества сварки зависит прочность всего изделия — трубам предстоит работать в условиях вечной мерзлоты.
Специалисты завода сумели модернизировать стандартную технологию и первыми в стране выпустили трубы толщиной не 12, а 20 миллиметров. Начальник технологического отдела электросварных труб предприятия «Уралтрубпром» Василий Рябков поясняет: «Нам необходимо сварной шов выровнять по структуре с основным металлом. Некоторые даже не могут найти место сварного соединения, когда снимаются наружные и внутренние сварные швы».
За три года завод поставил предприятию «Ямал СПГ» более 150 тысяч тонн труб. В борьбе за контракт уральцы сумели обойти немцев, японцев и китайцев. Это удалось благодаря техническому переоснащению, которое провели в рекордные сроки.
Еще одна гордость металлургов — собственная уникальная разработка, которая позволила увеличить длину выпускаемых труб с 18 до 24 метров. Куратор предприятия, депутат Государственной Думы Николай Езерский отмечает: «И вот мы 160 тысяч тонн трубы поставили, которые могли бы прийти из-за рубежа. Но вот уральские руки и наши мозги сумели даже японское оборудование довести до той кондиции, после которой продукт оказался очень востребованным на проекте «Ямал СПГ».
Благодаря проекту, на заводе выросли зарплаты, а в городе появился спортивно-досуговый центр для детей и взрослых.
Еще одно уральское предприятие, вовлеченное в проект «Ямал СПГ» — Нижнетагильский металлургический завод. Именно здесь выпускают стальные балки — «кости», из которых затем собирают «скелет» крупных промышленных объектов, например, Международный аэропорт Сабетта — новые воздушные ворота в Арктику.
Производство балок начинается с выплавки чугуна. Сегодня Нижнетагильский комбинат оснащен самыми современными в России конвертерами и доменными печами. Сырье для производства стали поставляет Качканарский ГОК. Руда на этом месторождении содержит ванадий — элемент, который превращает обычный металл в суперпрочный. Конечную форму заготовки принимают в специальных клетях при температуре 1,5 тысячи градусов.
Начальник цеха прокатки широкополочных балок Дмитрий Кавун поясняет: «За счет микроэлементов достигаются высокие прочностные свойства, высокая антикоррозионная стойкость продукта, то есть, значительно повышается его долговечность».
Готовые балки выдерживают морозы до минус 70 градусов. В этом году предприятие планирует поставить заказчику 10 тысяч тонн продукции. Управляющий директор ЕВРАЗ-НТМК Алексей Кушнарев рассказывает: «Олимпийские объекты в Сочи, в основном, строились из нашей балки, самые большие ледовые арены, все морские гидротехнические сооружения используют опять же нашу — тагильскую — балку. Наверное, сам Бог велел „Ямалу СПГ“ вот такое сотрудничество с НТМК».
Как и в соседнем Первоуральске, в Тагиле уверены в том, что это только начало долгосрочного партнерства. В 2017 году сдается лишь первая очередь проекта «Ямал СПГ», а это значит, что будущее освоение Арктики и дальше будет коваться на Урале.