Москвичка поведала, с каким трудом продала свою квартиру в Турции
Если до резкого ухудшения отношений с Турцией российским владельцам недвижимости на ее побережье завидовали, то теперь скорее сочувствуют. Однако с суровой реальностью турецкого рынка россияне, прикупившие «дачу» у моря, столкнулись задолго до того, как был сбит бомбардировщик Су-24, и даже до того, как стремительно обесценился рубль, рассказывает журнал «Коммерсант-Деньги».
Издание приводит историю москвички Оксаны, которая в 2010 году менее чем за семь миллионов рублей купила квартиру в курортном городке Сиде. Она рассчитывала, что сделка принесет ей доход: «Местный риелтор и застройщик соловьями заливались, рассказывая о дорожающей недвижимости, и обещали всяческое содействие, если мы вдруг захотим квартиру продать и на этом заработать», — рассказывает россиянка.
Купив необходимую мебель и прочую утварь (обстановка обошлась еще примерно в 20 тысяч долларов), семья Оксаны лето 2011 года провела в новых апартаментах. Еще через год застройщик — он же эксплуатирующая компания — прислал уведомление о повышении стоимости обслуживания жилья сразу на 20%. Вместе с прочими обязательными платежами — страховками и налогами — выходило примерно 2-2,5 тысячи евро в год. К тому же авиабилеты Москва — Анталья вместо 8-12 тысяч рублей к 2012 году стали стоить не меньше 20 тысяч рублей. Оксана, подумав, что для нечастых поездок в Турцию выгоднее снимать там жилье, решила в 2013 году продать квартиру в Сиде.
Однако застройщик, имеющий сеть агентов в разных странах, не только отказался разместить информацию о продающейся квартире на своем сайте, но даже запретил Оксане повесить растяжку с объявлением на ее собственном балконе. Сладкоголосая дама-риелтор, которой москвичка предложила продать квартиру хотя бы за цену покупки, разместила объявление на своем сайте, прибавив к этой сумме 20 тысяч евро комиссионных. Так же поступили еще три российских и турецких агентства недвижимости, куда обратилась Оксана.
«Нет вторичного рынка жилья»
«В этот момент мы поняли свой главный просчет, — рассказывает Оксана. — На турецких курортах просто нет вторичного рынка жилья. Риелторы работают с застройщиками, получая от них от пяти тысяч до 25 тысяч евро за каждую проданную квартиру, и три-четыре сделки в год позволяют им существовать относительно безбедно и не связываться с продажей „вторички“, которая требует значительно больших трудозатрат».
Самостоятельное размещение объявления на разных ресурсах результата не принесло — прекрасные апартаменты в Сиде не интересовали никого даже с ощутимым дисконтом и полной обстановкой. Спустя полтора года безуспешной экспозиции семья Оксаны вернула апартаменты застройщику с 20-процентным вычетом относительно покупки (это было предусмотрено договором), причем много обещавший директор компании потребовал оставить в квартире все имущество, вплоть до кухонной утвари, освободить жилплощадь немедленно, а выплату отложил на полтора года.
Отдельного рассказа заслуживают особенности турецких банков, где по ходу сделки Оксана рассталась еще примерно с двумя тысячами евро, но она все равно несказанно рада, что успела-таки распрощаться с этой дачей у моря. «И раньше-то продать было практически невозможно, а теперь все эти турецкие квартиры так и останутся головной болью для следующих поколений их владельцев», — резюмирует бывшая хозяйка курортных апартаментов.
Пока рынок ничего хорошего не предвещает
Ситуацию с политическим кризисом, наслоившимся на объективный спад интереса к турецкому жилью, эксперты оценивают по-разному. «На данный момент рынок ничего хорошего не предвещает. Если ситуация не наладится, план действия один: продавать турецкую недвижимость чем раньше, тем лучше», — считает Ирина Могилатова из агентства недвижимости Tweed. При этом она полагает, что массовый выход российских активов на продажу может обрушить цены на турецком рынке на 50-70%. Игорь Индриксонс из агентства Indriksons.ru считает, что в такой ситуации лучше не поддаваться панике. По его мнению, лучше не спешить и выставить квартиру на продажу через два-три года, когда рынок начнет постепенно приходить в норму, а ажиотаж предложения схлынет.
По оценке Tweed, россиянам сегодня принадлежит до 35% курортной недвижимости Турции: квартиры, виллы, а также гостиницы, рестораны и другие объекты в Анталье, Сиде, Кемере, Бодруме, Аланье, Мармарисе, Фетхие. Россияне даже в кризис оставались на третьем месте среди покупателей — после граждан Ирака и Саудовской Аравии. По данным Indriksons.ru, в данный момент турецким жильем владеют как минимум 75 тысяч российских граждан.
По статистике Avito, после резкого обострения отношений с Турцией вслед за тем, как 24 ноября 2015 года был уничтожен российский бомбардировщик, наплыва желающих избавиться от турецких квартир не наблюдалось. Количество предложений на Avito последние два года стабильно, зато спрос на квартиры с января 2014 года упал в два раза, а на дома и виллы — в три.