Цены на нефть и рубль упали на слухах о решении ОПЕК
К 18:30 мск цена на нефть марки Brent упала на 1,99%, до $ 43,01 за баррель. Доллар на Московской бирже в это же время стоит 68,2 руб., что больше почти на 70 коп., чем закрытие торгового дня.
Цены на нефть начали резко падать в 16:46 мск и достигли дна в 17:10 — $ 42,8 за баррель. Доллар достиг пика в 68,25 руб. в 17:30 мск.
Ранее агентство Bloomberg сообщило, ссылаясь на источник, что ОПЕК установила новую квоту на добычу нефти. Представители стран — членов ОПЕК приняли решение о повышении формальной квоты на добычу нефти до 31,5 млн барр. в сутки. Ранее совокупная квота составляла формально 30 млн барр. в сутки, однако де-факто входящие в состав картеля страны и так добывали около 31,5 млн барр. ежедневно.
Начальник диллингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук говорит, что ОПЕК привела свои квоты «к реальности», продемонстрировав в очередной раз свою слабость с точки зрения возможности добиться картельного сговора и тем самым методически работать на повышение цен на нефть. «Рынок остается таким же, как был», — считает Романчук. Он не исключил дальнейшего снижения нефтяных цен, что «негативно отразится на котировках рубля».
Аналитик Sberbank CIB Виталий Ермаков полагает, что воздержаться от сокращения добычи нефти — это логичное решение ОПЕК. Дело в том, что «в условиях огромного избытка предложения картель уже не может обеспечить восстановление цен на нефть на уровнях, которые воспринимались бы как устойчивые и обеспечивали долгосрочный баланс интересов производителей и потребителей углеводородного сырья», пишет аналитик в своем обзоре. «Только в условиях, когда объемы спроса и предложения сблизятся и при этом будет устранена перспектива быстрого наращивания добычи в США, ОПЕК сможет с помощью относительно небольшого сокращения добычи добиваться гораздо более масштабного изменения цен», — указывает Ермаков.
Квоты, которые обсуждались на последнем заседании ОПЕК, по мнению аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, «ничего ровным счетом не меняют, и реакция — разочарование и снижение цен — это нормально и предсказуемо». По его мнению, ранее квота в 30 млн барр. не соблюдалась, более того, квоты четко не были прописаны по странам, и поэтому каждый добывал в меру возможностей. «Если бы прописали становые квоты, это могло сыграть роль, но в нынешней ситуации страны их как не соблюдали, так и не будут соблюдать», — говорит Нестеров.
«Решение ОПЕК продемонстрировало желание добывать нефть в таких объемах, в каких получается сейчас. В краткосрочной перспективе это негативное событие для рынка», — говорит руководитель трейдинга ИК «Атон» Ярослав Подсеваткин. Однако, по его словам, если ориентироваться на фьючерсные контракты на нефть, то рынок ожидает, что через год цена на нефть будет на 15% выше — около $ 49,5. Крупные банки прогнозируют, что через год нефть будет стоить в диапазоне $ 52-59 за баррель, добавляет он.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что по итогам последнего заседания ОПЕК сокращения добычи ждать не стоит. «Цены на нее (нефть. — РБК) немного подрастали на слухах о том, что некоторые члены ОПЕК будут голосовать за сокращение добычи. Текущее падение цен на нефть [на ожидании роста квот на добычу] носит спекулятивный и недолгий характер — составит максимум несколько дней», — предположил аналитик. Управляющий директор финансовой группы БКС Олег Чихладзе также согласен, что эффект от решения ОПЕК в плане снижения цен на нефть может быть краткосрочным.
Чихладзе отметил, что рубль непосредственно привязан к ценам на нефть, тем более сейчас, в условиях эскалации конфликта. «Если нефть продолжит падать — рубль продолжит слабеть. В последнее время мы наблюдали некоторое ослабление корреляции, связанной со снижением градуса эскалации. Это вселяет некоторый оптимизм, но не лопает тренд», — говорит он. О почти стопроцентной зависимости рубля от нефти ранее в интервью РБК говорил также бывший глава ЦБ Сергей Дубинин.
В целом на российских рынках царят пессимистичные настроения, говорит Подсеваткин. «До истории с падением российского бомбардировщика у инвесторов было ощущение, что Россия начала консолидироваться с Европой и Америкой для борьбы против терроризма. Благодаря этому на российские рынки пошли иностранные инвестиции. Но конфликт с Турцией, а после и введение против этой страны санкций выбили почву из-под ног», — добавляет Подсеваткин.
Российские нефтяные компании не видят серьезных последствий от последнего заседания ОПЕК для себя. «Понятно, что это (уровень добычи в странах — членах ОПЕК. — РБК) влияет на текущее планирование, но у нас себестоимость добычи одна из самых низких в мире, самая низкая среди публичных компаний, вполне сопоставимая с текущими затратами стран Персидского залива», — заявил «РИА Новости» вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, себестоимость добычи у нефтяной компании зависит от курса доллара и сейчас составляет порядка $ 3-4 за баррель.