Миноритарный акционер ЮКОСа: $337 млн долларов компенсаций — копейки
Бывшим акционерам ЮКОСа начали выплачивать компенсации — спустя почти 10 лет после банкротства некогда крупнейшей в России нефтяной компании. Сообщалось, что речь может идти о миллиардах долларов. О выплатах объявил голландский траст, созданный в 2005 году для защиты иностранных активов ЮКОСа.
Право на компенсацию имеют те, кто приобрел акции или американские депозитарные расписки ЮКОСа в период со 2 июля 2003 года (это день, когда был задержан бывший председатель совета директоров MENATEP Платон Лебедев) до 28 ноября 2007 года (за неделю до этой даты компания ЮКОС была формально ликвидирована).
Исковое заявление можно подать на сайте www.yukosclaims.com. Фонд распределения компенсаций составляет, по крайней мере, 337 млн долларов, но сумма может быть больше. Ранее заявлялось, что распределить могут более 1 млрд долларов.
Начало выплат стало возможно после заключенного в марте мирового соглашения между ЮКОСом и «Роснефтью»: оно позволило компаниям группы Yukos сохранить владение всеми спорными ликвидными структурами и активами. Еще в 2005 ЮКОС создал для защиты зарубежных активов два голландских траста — это штихтинги, то есть у них нет собственников, а только директора и уставные цели. Нужно было собрать все остатки ЮКОСа, чтобы рассчитаться с акционерами и кредиторами. В один штихтинг попали средства от продажи долей в литовском НПЗ, словацком нефтепроводе, британском производителе химической продукции, но права на эти средства сейчас оспариваются. В другом трасте аккумулировались средства, взысканные у бывших «дочек» ЮКОСа, которые перешли под контроль «Роснефти».
Бывший главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов написал на своей странице в Facebook, что «в уставном капитале ЮКОСа было более 2 миллиардов акций». «Где-то 65% приходится на контролирующих акционеров, которые уже свое получили. То есть „миноритариям“ принадлежало около 780 миллионов акций. Распределяют около 337 миллионов долларов. Посчитайте сами, сколько приблизительно в среднем придется на одну акцию», — пишет Гололобов.
Миноритарный акционер ЮКОСа Юрий Семененко рассказал Business FM, что получилось у него при подсчете.
Юрий Семененко: Там 41 цент на акцию, меня это не интересует. Если мне дадут, я не откажусь, но это 41 цент на акцию. Сегодня эти цифры в Facebook выложил Дмитрий Гололобов, против которого ведется уголовное расследование. Это юрист ЮКОСа, он находится в Англии. Я разделил, у меня получилось около 40 центов на акцию. Ну, чушь полная.
BFM: Там 337 млн долларов, я так понимаю, это первый только этап.
Юрий Семененко: Ну, это копейки. Владельцы получили в 60 раз больше. Я не знаю, кто учредил этот траст, кто это сделал, я не знаю, может быть, это какая-то подачка, я не знаю механизма. Понимаете, люди живут в России, траст находится за границей, какой механизм получения, я не знаю. У одних было 100 штук акций, у кого-то 500. Приобретались эти акции посредством брокерских контор, инвестиционных компаний. Многие развалились, а многие вообще люди забыли, смирились, поэтому все зависит от механизмов, и как они будут находить этих акционеров. Если, допустим, у человека 100 акций или 500 акций, ну не будет он этим заниматься — он махнул, смирился и так далее.
Количество бывших акционеров ЮКОСа оценивается более чем в 50 тысяч. Число российских акционеров Платон Лебедев ранее оценил в 40 тысяч.
Интересы мажоритарных акционеров ЮКОСа представляет компания GML, которая, в свою очередь, добивается от России компенсации в 50 млрд долларов по решению арбитражного суда в Гааге. Среди основных бенефициаров GML — Леонид Невзлин (он — крупнейший бенефициар) и Платон Лебедев. Как пишет РБК, Леонид Невзлин от комментариев отказался.