Поколение Z изменит российский рынок недвижимости
Уральские эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10-20 лет рынок недвижимости может претерпеть существенные изменения. К этому времени подрастет мобильное поколение 2000-х годов, для которого покупка собственной квартиры перестанет быть «сакральной ценностью». Это может привести не только к сокращению спроса на жилье, но и подстегнуть развитие новых для России форматов недвижимости.
«На подходе у нас малочисленное поколение рожденных в 1990-е годы. Очевидно, что эта демографическая «яма» станет фактором для снижения спроса на жилье. Следом придет поколение 2000-х и усилит тенденцию. Оно будет гораздо мобильнее и более готово к длительному проживанию в арендном жилье. Это значит, что собственная квартира перестанет быть для них главной финансовой целью и некой «сакральной ценностью», — считает руководитель аналитического отдела РИЦ УПН Михаил Хорьков.
Одним из ответов на изменение предпочтений могут стать доходные дома, о которых так давно говорят властные структуры — то есть многоквартирные жилые дома, которые специально строятся для последующей сдачи квартир в аренду. К подобным разговорам и перспективам развития нового формата девелоперы относятся по-разному, но сходятся в том, что пока в России развивать этот сегмент недвижимости, мягко говоря, затруднительно, поскольку сроки окупаемости доходных домов составляют более 15 лет.
«Все, что рассказывают про доступное жилье, — это разговоры для нового электорального цикла. Не надо никому столько жилья в собственность. Основная масса жилья должна быть арендной. А ее сегодня быть не может по определению, потому что никто не имеет длинного проектного кредитования, — уверен полномочный представитель РГУД в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль. — Ни один девелопер не будет вкладывать деньги со сроком окупаемости в 15-20 лет без дотирования арендной ставки определенным категориям потребителей, без инженерной подготовки площадок и без дотирования ставки по кредитам».
Согласен с коллегой и исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников:
«Разговоры об арендном жилье мне просто смешны. В Европе, где стоимость фондирования составляет 2,5% годовых, это возможно. Поскольку застройщика устраивает рентабельность на уровне 5% при сроке окупаемости проекта в 10 лет. У нас стоимость фондирования 16%. При этом получить деньги крайне сложно. В таких условиях строить арендное жилье нереально».
Впрочем, арендные дома — не единственный вариант жилья для мобильного населения, реальным трендом на рынке уже сегодня становятся апартаменты. Эксперты отмечают, что апартаменты подходят как для краткосрочного, так и для длительного проживания. При этом все вопросы, связанные с арендой апартаментов, решаются через управляющую компанию. Это удобнее для инвесторов, и делает процесс аренды гораздо прозрачнее и цивилизованнее, чем на рынке съемного жилья. А в отличие от доходных домов апартаменты обладают развитой инфраструктурой и предлагают жильцам сервис гостиничного уровня.
Для России апартаменты уже давно не редкость. В Екатеринбурге флагманом в этом формате стала компания «Атомстройкомплекс», которая в этом году запустила первый комплекс апартаментов бизнес-класса «Огни Екатеринбурга» под управлением специализированной УК, а сейчас строит еще два объекта в центре Екатеринбурга — комплекс апартаментов ARTEK и МФК Opera Tower. Застройщик уверен — формат придется по вкусу не только поколению Z, но и тем, чей образ и темп жизни уже сегодня требуют определенного уровня бытового комфорта и сервиса:
«Специфика апартаментов заключается в том, что это не только комфортное место для жизни в центре города, где есть дефицит новых жилых объектов. Это, прежде всего, набор сопутствующих функций, который и привлекает основную категорию покупателей апартаментов — людей, живущих в достаточно быстром темпе и ценящих свое время настолько, чтобы не разменивать его на бытовые вопросы — уверен Сергей Кравчук, директор агентства коммерческой недвижимости «Атомстройкомплекс». — Такую концепцию мы воплотили в комплексе «Огни Екатеринбурга».
На первых трех этажах здесь расположена коммерческая инфраструктура — лобби-кафе, детский клуб, продуктовый магазин, два салона красоты, интерьерный и маникюрный салоны, магазин одежды, офисы, рестораны, автомоечный комплекс. Кроме того, управляющая компания предоставляет жильцам сервис для комфортного проживания: услуги cлужбы reception, room-сервиса, прачечной. В комплексе апартаментов ARTEK будет представлена та же Управляющая компания и собственный сервисный блок. На этих объектах мы будем внимательно замерять спрос на такой формат", — пообещал эксперт.