Многие магазины одежды в Екатеринбурге не смогут себе позволить новые коллекции
Во многих екатеринбургских магазинах одежды в этом году не будут представлены весенние коллекции — владельцы торговых точек не нашли денег на покупку. По прогнозам экспертов, такие магазины, скорее всего, не смогут удержаться на рынке и в ближайшее время закроются.
Европейские поставщики категоричны: ни скидок, ни снижения цен
Резкие валютные скачки, произошедшие в конце прошлого года, серьезно сказались на уральских продавцах одежды и обуви. Их продукция за один месяц подорожала во многих случаях практически в два раза. Торговцы пытались договориться с поставщиками о предоставлении скидок или фиксированной стоимости валюты, но в большинстве случаев им этого сделать не удалось.
«Предприниматели приходили к поставщикам, пытались договорить об изменении условий поставок на период кризиса. Но многие поставщики не пошли на уступки, отметив, что у них никакого кризиса нет. Хотя, конечно, есть и положительные примеры. Каждый случай индивидуален. Все зависит от финансовой возможности и договороспособности торговца. Какие-то бренды уже ушли с российского рынка, возможно, их список пополнится, но в целом паники нет», — говорит генеральный директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев.
О том, что с европейскими производителями тяжело договориться о послаблениях в части оплаты, говорит и известный уральский дизайнер Наталия Соломеина. По ее словам, снизили свои ставки только поставщики из Турции и Китая. Итальянцы не готовы идти даже на малейшие уступки.
«Недавно приехала с выставки из Италии. Смотрела новые условия поставки. Пыталась договориться о скидке или, например, закреплении евро на позиции в 57 рублей, как это было сделано с производителями других стран. Но они наотрез отказались вести переговоры. Аргументируют они это тем, что Италия — мировая столица моды, основоположница мод и тенденций, производитель лучших тканей и материалов. И если мы хотим использоваться самое лучше, то должны платить по полной. Также недавно вернулась из Турции. Там производители готовы снизить ставки и перевести расчеты в рубли. Но Турция может поставить только хлопок, меха и кожу. Видимо, в сложившихся условиях придется учиться работать с китайскими поставщиками, которые также готовы вести переговоры», — говорит Наталия Соломеина.
Одежда премиум-сегмента — теперь только для очень богатых
В связи с тем, что европейские производители не готовы снижать отпускные цены, стоимость одежды и обуви в екатеринбургских магазинах выросла от 15 до 100%. Сильнее всего это коснулось премиум-сегмента.
По словам Дмитрия Сарапульцева, новые весенние коллекции, по сравнению с прошлым годом, подорожали примерно на 15-20%. Летние коллекции также вырастут в цене, но двукратных подорожаний ожидать не стоит.
«Новые коллекции серьезно подорожали. Только крупные сети производителей, которые имеют собственные магазины, например, Zara, могут позволить за счет снижения маржи сильно не повышать цены. Бренд All Saints (представлен в Москве — прим. ред.), относящийся к „среднему“ сегменту, поднял первую партию весенней коллекции всего на 20-30%. Каждое новое поступление будет прирастать в цене на 15-20% и в результате сравняется с рыночной стоимостью. У тех, кто работает независимо от сетей, нет выбора. На сколько подорожала евровалюта, на столько они и увеличили отпускные цены. В некоторых случаях стоимость, особенно это касается элитки, выросла в два раза», — рассказала JustMedia.Ru консультант по стилю Галина Чарная.
Эксперт добавила, что местные производители также сильно повысили стоимость продукции. Связано это с выросшими ценами на ткани и фурнитуру. Даже китайские расходные материалы отпускаются за доллары. Легче в сложившейся ситуации тем, у кого само производство находится в Китае, но даже эти предприятия из-за снижения спроса сокращают свои объемы.
«Мы учимся работать в условиях эмбарго. Например, все ткани и прикладные материалы у меня иностранного производства. Российские, к сожалению, мы не используем, ввиду отсутствия легкой промышленности в нашей стране уже лет двадцать. На работу цена не изменилась. Предоставляем нашим клиентам дисконт. Но из-за роста курса валют и увеличения в связи с этим цен на расходные материалы почти в два раза, конечная цена на изделия существенно выросла», — говорит Наталия Соломеина.
Одеваться в Европе стало невыгодно
Раньше сэкономить на покупке одежды среднего и премиального сегмента уральцы могли, слетав в Европу. Сегодня в этом практически нет смысла. Бренды, которые можно купить за границей дешевле, чем у нас, можно пересчитать по пальцам.
«Цены в Европе практически сравнялись с нашими. Хотя раньше, приобретая одежду за границей, можно было прилично сэкономить. Однако есть бренды, например, Chanel, ради которых можно и сегодня слетать на шоппинг в Европу. В ряде магазинов среднего и массового сегмента Екатеринбурга, в числе которых Sarah Pacini, покупки можно совершить по более выгодной цене, чем за границей, — чтобы выжить и не потерять своих клиентов, магазины снижают свою маржу», — говорит Галина Чарная.
Весна без весенних коллекций
Непомерно выросшие на одежду и обувь цены, естественно, привели к снижению покупательского спроса. По словам генерального директора УК R. management Алексея Мальцева, с начала года продажи по различным сегментам торговли упали на 20-30%. О снижении количества заказов говорит и Наталия Соломеина.
«Доходы падают, расходы увеличиваются, а кредиты практически недоступны. В связи с этим многие торговцы не смогли закупить весенние коллекции, поэтом, скорее всего, сезона в этом году не будет», — отмечает Алесей Мальцев.
Слова эксперта, что многие магазины не смогут себе позволить новые коллекции, подтвердили Дмитрий Сарапульцев и Галина Чарная.
«Премиум-сегмент выкупил коллекции, потому что их постоянным клиентам, имеющим очень высокий доход, неважно, насколько подорожала одежда. Они все равно будут ее покупать. В „среднем“ и „среднем+“ сегментах кардинально противоположная ситуация. Их потребители, с доходом 100-200 тысяч в месяц, серьезно сократили свои расходы на одежду. Продажи в этом сегменте упали, и многие магазины не смогли закупить весеннюю коллекцию. А это значит, что, скорее всего, они скоро закроются. Сейчас такие магазины живут только за счет распродаж», — говорит Галина Чарная.
Рынок одежды покинет почти треть игроков
Череду закрытий торговых точек, по мнению консультанта по стилю Галины Чарной, мы увидим уже в апреле. В основном эта тенденция коснется независимых, не входящих в какой-то крупный холдинг, магазинов. По ее прогнозам, с рынка могут уйти до 30% игроков.
«Все, кто хотел закрыться безубыточно, сделали это еще в январе. Например, Liberty оптимизировал свои расходы и закрыл несколько магазинов. В один из оставшихся была закуплена новая коллекция. На прошлой неделе были в Москве. Там прослеживается та же тенденция. В Столешниковом переулке уже закрылось 30% магазинов. В их числе Fendi», — говорит Галина Чарная.