Эксперты сомневаются в важности дорогой реконструкции МЕГИ
Екатеринбургскую МЕГУ ждет модернизация, стоимостью 27 миллионов евро. Уже известно, что средства будут вложены в преобразование зоны фуд-корта и развлечений. Также может быть увеличена площадь объекта. Мнения уральских экспертов по поводу предстоящих изменений кардинальных образом разделились. Часть из них считает, что это поможет объекту в условиях жесткой конкуренции сохранить свой высокий покупательский трафик. Остальные уверены, что это бессмысленная трата времени и денег.
Группа IKEA намерена к 2020 году вложить более двух миллиардов евро в развитие торговых центров МЕГА в России. Из них около 628 миллионов евро пойдут на модернизацию и расширение уже существующих объектов. В их числе — ТЦ в Казани, Екатеринбурге, Краснодаре и Москве.
В Казани уже представлен проект модернизации. Он подразумевает значительное расширение зоны фуд-корта — до 2,5 тысячи посадочных мест — и превращение ее в якорного арендатора. Изменится и концепция общепита. Здесь появятся детские и молодежные кафе, заведения со здоровой пищей и национальной кухней в меню и даже хороший дорогой ресторан, пишет газета «БИЗНЕС Online». Изменения коснутся и внешнего вида ТЦ, а также подземной парковки. Внутри объекта произойдет замена напольной плитки, потолка, будет изменена концепция освещения и фасадов магазинов арендаторов. Каток в торговом центре уберут, на его месте появится другая развлекательная составляющая.
Скорее всего, уральскую МЕГУ ждут примерно те же перемены.
«Программа модернизации предполагает обновление торговых центров МЕГА, а также расширение арендуемой площади некоторых из них. Главная цель модернизации — стремление соответствовать самым современным стандартам. Основной объем работ по МЕГЕ Екатеринбург запланирован на 2015 и 2016 годы. Самые серьезные обновления ждут ресторанную зону: она будет значительно увеличена, а выбор заведений расширится, чтобы удовлетворить самые разные вкусы посетителей и вписаться в любой бюджет», — рассказал JustMedia управляющий торговым центром МЕГА Екатеринбурга Айше Агекян.
МЕГА работает в Екатеринбурге уже восемь лет. По словам генерального директора консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александра Засухина, рынок торговых центров за это время серьезно изменился — усилилась конкуренция, появились новые качественные торговые объекты, изменились подходы к их проектированию и функционированию. Поэтому возраст ТЦ в 8-10 лет является, как правило, оптимальным для проведения полной или частичной реконцепции, в зависимости от качества изначальной концепции.
«МЕГА и на сегодняшний день остается одним из самых успешных торговых центров не только в Екатеринбурге, но и в УрФО в целом. Полностью использовать опыт казанской МЕГИ для екатеринбургской, по нашему мнению, не совсем верно, поскольку данные объекты имеют большие отличия в расположении и структуре посетителей. Так, например, у нас ТЦ значительно удален от жилых массивов, и значительная доля его посетителей — жители других городов Свердловской области и соседних регионов», —говорит Александр Засухин.
С тем, что многие посетители екатеринбургской МЕГИ — иногородние, согласен и генеральный директор УК R. management Алексей Мальцев. По мнению эксперта, «Ашан» интересен жителям небольших свердловских городков. «Икея» с «одноразовой» мебелью — центр притяжения для населения близлежащих областей — Челябинской, Тюменской, Пермской. Он также отметил тот факт, что МЕГА постепенно уходит в более дешевый сегмент, становясь народным объектом.
По словам Александра Засухина, при рассмотрении оптимальных изменений МЕГИ, необходимо учитывать существующую концепцию этого торгового объекта и его сложившуюся целевую аудиторию. Ее главное конкурентное преимущество — качественный подбор якорных арендаторов и хорошо развитая торговая галерея, поэтому в первую очередь этот объект является местом совершения запланированных покупок и лишь во вторую — проведения досуга.
Так как основные генераторы трафика в ТЦ уже достаточно профессионально сформированы, то перед администрацией МЕГИ стоит задача наиболее оптимального использования этого трафика посредством дальнейшего развития торговой галереи и расширение фуд-корта, посадочных мест в котором в выходные дни явно не хватает. Также проводимая реконцепция должна заложить основы конкурентоспособности МЕГИ на следующие 8-10 лет, а для этого она должна учитывать не только сегодняшнее состояние рынка ТЦ в Екатеринбурге, но и его перспективное развитие.
Если МЕГА не обратит внимания, хотя бы во вторую очередь, на совершенствование досуговой части, то в будущем она начнет постепенно терять свой покупательский трафик. К этим изменениям подталкивает и достаточно значительная доля — 60-65% — в ТЦ городских покупателей. Главным направлением развития досуговой части ТЦ должно стать создание детской и взрослой развлекательных зон семейного типа.
Неоднозначным вопрос открытия кинотеатра считает Александр Засухин.
«С одной стороны, кинотеатр создаст дополнительную зону комфорта посетителям, увеличив среднее время их пребывания на объекте. С другой — в силу его расположения и пула арендаторов кинотеатр не станет значимым „магнитом“ для покупателей. При этом кинотеатры платят достаточно низкие арендные ставки, а увеличившееся время пребывания посетителей в ТЦ повысит нагрузку на парковку. Таким образом, вопрос необходимости в размещении кинотеатра в „Меге“ является дискуссионным и должен служить предметом дополнительных исследований для управляющих ТЦ», — говорит эксперт.
Несмотря на то что большинство опрошенных JustMedia экспертов уверены, что МЕГЕ в том или ином виде необходимо развивать развлекательную составляющую, есть и те, кто придерживается кардинально противоположной точки зрения и считает, что объекту она не нужна ни в каком виде. Связано это с тем, что у ТЦ специфический контингент посетителей и месторасположение. Поэтому как его ни меняй, ничего нового это объекту не даст.
«Я четко понимаю, что ни на какие развлечения там никто ездить не будет. Даже кинотеатры в московских МЕГах чувствуют себя не очень хорошо, что уж говорить про их популярность в регионах. Людям, которые накидали полную телегу в „Ашане“, не до развлечений. Тем, кто приехал в ИКЕЮ, этого тоже не надо. После удачного шоппинга, поев фрикаделек и примотав покупку к багажнику, они поедут домой. Чтобы люди поехали сюда не ради „якорей“, а за развлечениями, надо открыть что-то уникальное, но я даже не знаю таких операторов в России, которые могли бы предложить такой формат. Поэтому, по моим ощущениям, зона развлечений будет терпеть бедствие пять дней в неделю. Возможно, немного людей придет туда в выходные. Смена внешнего вида ТЦ также ничего не решит», — рассказал источник JustMedia.
Эксперта также смущает и количество выделенных на модернизацию средств. По его словам, на эти деньги при нынешнем курсе евро, уровне цен на строительные материалы и рабочую силу, можно построить еще одну МЕГУ, а не просто провести модернизацию объекта.