Ювелиров обяжут маркировать синтетические бриллианты
Минфин и компания «АЛРОСА» разработали поправку в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», которая обяжет отечественных ювелиров маркировать продукцию с синтетическими бриллиантами и продавать их раздельно. Она предусматривает, что искусственные образования, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней, не являются драгоценными камнями. Об этом РБК сообщил в среду директор административного департамента Минфина Александр Ахполов.
После принятия законопроекта можно будет вносить изменения в другие акты, которые обеспечат защиту покупателей от продажи синтетических бриллиантов под видом натуральных. Рассматриваемые поправки направлены на защиту интересов и соблюдение прав потребителей, а также обеспечение конкурентоспособности добросовестных участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, уверен Ахполов.
Сами по себе синтетические камни не являются угрозой для ювелирной отрасли — это отдельный продукт. Обеспокоенность АЛРОСА вызывает тот факт, что синтетические алмазы (бриллианты) все чаще появляются на рынке под видом натуральных — и в ювелирных изделиях на прилавках магазинов, и даже в боксах с бриллиантами, которые торгуются на алмазных биржах.
Продавцы ювелирных изделий обязательно должны информировать потребителя о том, какой именно камень он покупает. «Необходимо в законодательном порядке обязать продавца изделий с синтетическими алмазами сопровождать эту продукцию полной информацией о происхождении камней», — говорит Ахполов. Контроль за раздельным порядком продаж драгоценных и синтетических камней должен будет осуществлять, исходя из его полномочий, Роспотребнадзор во взаимодействии с Пробирной палатой, полагает он.
По данным вице-президента АЛРОСА Андрея Полякова, только Китай ежегодно производит около 8 млрд карат синтетических алмазов. Они используются в промышленности и в науке, но около 5% потребителей готовы покупать ювелирные изделия из синтетических бриллиантов, говорит Поляков.
«Нет проблемы в легальности рынка искусственных бриллиантов. Есть проблема в том, что надо указывать до продажи покупателю, что это — искусственный камень, а это — натуральный. У нас пока нет понятия искусственный бриллиант, мы предлагаем его ввести», — говорит он. Искусственный — это тот, который создан человеком, а не природой.
По его словам, когда висит много рекламы, гласящей, что кольцо с бриллиантом продается за 1500 рублей, это вызывает вопрос, почему так девальвируется стоимость драгоценного камня.
«Российский рынок имеет хороший потенциал роста, но существующая российская ювелирная отрасль не соответствует запросам нашего среднего класса. Поэтому россияне покупают ювелирные изделия с бриллиантами где угодно, но только не в России. В представительствах сетей в России, бутиках, которые гарантируют им соответствующее качество. Нас эта ситуация не устраивала. Мы проговорили этот вопрос с Гильдией ювелиров и приняли решение в сотрудничестве с Минфином представить в Госдуму законопроект в качестве предложения по внесению поправок в законодательство», — поясняет историю подготовки поправки в закон Поляков.