Ъ: "Онэксим" окончательно сворачивает проект "ё-мобиля"
Группа «Онэксим» Михаила Прохорова окончательно отказалась от проекта гибридного автомобиля — «ё-мобиля», пишет в понедельник газета «Коммерсантъ» со ссылкой на «Онэксим».
Как сообщили изданию в компании, все технологии, конструкторская документация и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля были переданы за символический 1 евро государственному институту НАМИ. Договор о передаче прав был подписан 3 апреля. «Онэксим» также намерен продать цеха в Санкт-Петербурге. Решение в компании объяснили резким ростом цен на оборудование из-за ослабления рубля и спадом авторынка. В каком проекте можно будет использовать платформу «ё-мобиля», государство пока не определилось.
Директор по инвестициям «Онэксима» Валерий Сенько пояснил «Коммерсанту», что «конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства», так как большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом. С 2010 года «параметры проекта изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро», а на исследования уже потрачены «несколько сотен миллионов евро». На фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной. Поэтому принято решение передать наработки государству. «Ё-Авто» сохранит за собой только бренд «Ё».
«Нам поступали предложения от иностранных компаний о продаже технологий, но было принято принципиальное решение оставить их в России», — утверждает В.Сенько. Замглавы министерства промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов сообщил изданию, что министерство и НАМИ «с благодарностью восприняли передачу технологий». «Мы будем анализировать их наработки и затем примем решение, в каких именно проектах они могут быть полезны», — сказал он.
Под проект гибридного «ё-мобиля» с газобензиновым двигателем и электрической трансмиссией было создано СП «Ё-Авто» (51% у «Онэксима», 49% у «Яровита» Андрея Бирюкова)."Онэксим" и «Яровит» владеют «ё-авто» через люксембургскую City Car Investments. Сейчас «Онэксиму» принадлежит уже 85% СП. Цена «ё-мобиля» могла составить 350-500 тыс. руб. Начальный объем производства планировался в 20 тыс. машин в год, было собрано 215 тыс. предварительных заявок. Бюджет проекта оценивался в 150 млн евро, выпуск машин должен был начаться в мае 2012 года. В 2011 году «Ё-Авто» подписало соглашение с Петербургом о строительстве завода, но сроки запуска не раз сдвигались. Завод был заложен в середине 2011 года. Инвестиции в две очереди предприятия оценивались в 260 млн евро. Ранее М. Прохоров заявлял о начале серийного производства «ё-мобилей» во второй половине 2014 года. В феврале глава комитета по промполитике города Максим Мейксин говорил, что проект отложен на неопределенный срок.
Источники «Коммерсанта», знакомые с ситуацией, говорят, что в связи с ростом затрат проект «стал фактически нерентабелен» и «передача технологий государству — наиболее красивый и приемлемый вариант». Они отмечают, что по ходу работы «возникало много текущих непредвиденных проблем», в итоге цена «ё-мобиля» могла вырасти вплоть до 1 млн руб., что «в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля». «В итоге было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом», — говорит один из собеседников газеты.
Источники отмечают, что в такой ситуации НАМИ «стал наиболее понятным государственным партнером». В 2013 году «Ё-Инжиниринг» делал для института анализ платформы проекта «Кортеж» (производство автомобилей для первых лиц), а также спроектировал и изготовил образцы электромоторов и электроники для проекта «Гибридная Lada Granta». НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу «ё-мобиля», сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля. Но от самостоятельных планов производства «ё-мобиля» «Онэксим» отказывается: производственный комплекс в Петербурге продадут. По словам В. Сенько, там «есть вся необходимая инфраструктура», кроме производственных линий.
Разработку крупной универсальной платформы для западного производителя источники «Коммерсанта» на рынке оценивают в $ 1-1,5 млрд. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около $ 700 млн. Один из источников в отрасли говорит, что в случае с «ё-мобилем» дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но, по его оценке, торги могли бы начаться от $ 200-300 млн. Китайские производители, считает он, заплатили бы и больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например, трансмиссии, примерно за $ 200 млн.
Как сообщал ранее «Интерфакс», «Онэксим» вел переговоры с зарубежными производителями о партнерстве по «ё-мобилю».