Богатые вкладчики лопнувших банков требуют привилегий
Крупные вкладчики (с депозитами свыше 700 тыс. рублей) восьми банков, у которых в последние годы были отозваны лицензии (Витас-банк, «Холдинг-Кредит», АМТ-банк, «Пушкино», Мастер-банк, Смоленский Банк, Инвестбанк, БПФ), объединились для того, чтобы отстаивать свои интересы. Они написали несколько писем в госорганы с требованием изменить законодательство. Например, АСВ, по их мнению, должно получать свою долю из конкурсной массы банка-банкрота только после того, как будут погашены обязательства перед вкладчиками, депозиты которых превышают гарантированные 700 тыс. рублей, пишет РБК daily.
Общее количество клиентов банков-банкротов, чьи депозиты превышали застрахованные 700 тыс. рублей, составляет, по данным издания, порядка 50 тыс. человек. В одном только Мастер-банке пострадали около 20 тыс. человек, они должны получить примерно 17 млрд рублей.
Главные требования таких вкладчиков заключаются в том, чтобы внести поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым требования АСВ к банку-банкроту должны удовлетворяться только после выплаты средств всем вкладчикам — физическим лицам, а в комитет кредиторов в обязательном порядке должны быть введены представители вкладчиков, выбранные без участия голосов АСВ.
В течение последних двух месяцев вкладчики разных банков направили письма с просьбой внести соответствующие поправки в законодательство в администрацию президента, депутатам Госдумы (в том числе председателю комитета по финансовому рынку Наталье Бурыкиной), в Минфин, Министерство экономического развития, ЦБ, АСВ и другим. Руководитель инициативной группы вкладчиков Мастер-банка Марина Зыкина рассказывает, что в начале января пришел ответ из Центробанка о том, что законопроект с участием Банка России, согласно которому АСВ будет получать средства из конкурсной массы после физлиц, уже разработан. Не возражают против этой поправки и в АСВ.
«Мы не против стать после крупных вкладчиков, — говорит замгендиректора АСВ Андрей Мельников. — Пусть они получают свои средства, а мы потом. Но для этого надо менять законодательство».
Вкладчики настаивают на том, чтобы законопроект распространялся также и на банки, которые уже находятся в статусе банкротов, а не только на новые страховые случаи.
Но в январе «превышенцы» узнали, что в разработанном законопроекте уже нет такой нормы. «Наша поправка с единого портала раскрытия информации как-то тихо исчезла, хотя на этапе публичного обсуждения против нее никто не возражал», — говорит г-жа Зыкина. Она добавляет, что данная поправка должна была быть внесена на рассмотрение в правительство 3 февраля, но сейчас, поскольку она была исключена, вкладчики воспринимают ситуацию как критическую.
Напомним, после прихода в ЦБ Эльвиры Набиуллиной лицензий лишилось уже более 30 кредитных организаций страны. В числе крупнейших страховых случаев — Мастер-банк, Пушкино и Инвестбанк.
Проблема актуальна не только для «свежих» случаев. Стоит отметить, что крупные вкладчики свердловских Уралфинпромбанка и «Монетного дома», которые лишились лицензий еще в 2010 году, до сих пор ждут своих денег. Один из пострадавших оценивал свои потери «целой квартирой в Адмиральском».