«У Бори СПИД и в понедельник он умрёт! Срочно успевай...»
Уральские банкиры торопятся предотвратить панику среди клиентов своих кредитных учреждений. Видимо, они не хотят повторять судьбу коллег из Москвы, где пара банков была вынуждена вести «антикризисные меры», направленные на сохранение ликвидности. Это Банк проектного финансирования (ПФБ-банк) и банк «Смоленский», где с прошлой недели начались перебои в работе и задержки в выполнении обязательств перед клиентами. Среди последних началась паника, что заставило руководство обоих банков выступить с экстренными заявлениями. Все они направлены на стабилизацию ситуации и успокоение клиентов. При этом в ПФБ-банке и в банке «Смоленский» указали, что проблемы вызваны негативным информационным фоном вокруг закрытия череды кредитных учреждений (по решению ЦБ на протяжении последних месяцев у них отзывались лицензии), «закрытия кредитных организаций, а также нечестной конкурентной игрой». По крайней мере, именно так интерпретируют ситуацию столичные банкиры.
Одними из первых на волну панических настроений в Москве отреагировали в Банке24.ру. Так, его первый зампредправления, член Совета директоров Борис Дьяконов разместил в сети Facebook пост с заголовком: «У Бори СПИД и в понедельник он умрёт! Срочно успевай…». Из содержания этой записи можно сделать вывод, что в отношении «точки» и других кредитных учреждений Екатеринбурга (каких — непонятно) тоже пытаются организовать информационную волну с целью нагнетания паники. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», видимо, для пущей убедительности и «доходчивости» доносит свою позицию г-н Дьяконов в необычной форме — предлагает читателя своего Facebook представить, будто бы у него СПИД и как бы развивались события дальше — т. е. для убедительности «моделирует» гипотетическую ситуацию на себе.
«Представьте, паре моих друзей приходят сообщения в WhatsApp с неизвестного номера о том, что у меня спид (орфография и пунктуация автора сохранены, прим. НР) и я скоро умру. Друзья молчат, но смотрят странновато и стараются не пить из одной бутылки. И руку тянут всё реже…, — пишет банкир. — Потом сообщений становится больше, и люди, встречаясь на улице спрашивают друг у друга «а ты слышал про Борю?» Друзья искренно волнуются и распространяют этот бред про тебя всё сильнее и сильнее. И смотрят на тебя всё удивленнее и удивлёнее. И вот ты узнал, что про тебя ходит такой слух. И непонятно что делать. Написать твит «да нет у меня СПИДа» Сходить за справкой и разместить её на входе в кабинет? Оправдываться в этой ситуации глупо, не оправдываться «у раз молчит, значит точно скоро умрёт, помнишь как он кашлял 5 лет назад? да и худой он какой-то».
Дальше г-н Дьяконов обращается к ситуации собственно на региональном банковском рынке. «Вот и мы не знали что делать, когда вдруг по Екатеринбургу (и только по нему, на фоне бешенного притока клиентов в других городах и рекордных остатках) стали рассылать смски, сообщения Viber и Whatsapp о целом ряде приличных банков, в том числе и о 24ке, мол «идит страшная и злая проверка, а в понедельник, 2-го декабря отзовет лицензию и прощай банк». Люди не верили, но на всякий случай передавали инфу друг другу, ну «а вдруг».
Еще одной формой паникерской волны уральский банкир называет звонки неизвестных лиц в контакт-центр учреждения. «…кроме смсок пытались троллить наш контакт-центр „ой ой, я прочла информацию в яндексе что у вас уже отозвали лицензию. а ссылочку не можете дать?“ (и тут бросают трубку, ибо нет ссылочки, ну и не определяющийся номер), просто хотели сотрудников раскачать». Или же флеш-моб в офисе банка, во время которого «вставали парочками и „а ты успел деньги снять? — я да, а ты тоже слышал, что лицензию отзовут в понедельник?“ и тыды. Народ мимо проходит, шугается. Так сеется паника», — объясняет банкир.
По словам Дьяконова, ему известны и заказчики панической волны в отношении их кредитного учреждения. Он также указывает, что в выходные ГУ МВД по Свердловской области было возбуждено дело за №844 по факту распространения клеветы и манипулирования рынком. В рамках его опрашиваются распространители подобных сообщений.
Добавим, что оперативный мониторинг местных интернет-форумов (в том числе банковских) волну паники среди клиентов уральских банков пока не фиксирует. Нельзя не сказать и о том, что банковское сообщество отчасти также само может способствовать «нагнетанию» волны. Например, многие банки решили использовать ситуацию с закрытием Мастер-банка себе на пользу. Не стал исключением и Банк24.ру указавший, что бывшие клиенты Мастер-банка начали переходить на обслуживание к ним. Там же Мастер-банк назван «злополучным», перечисляются его клиенты — ЦУМ, «Утконос», «Первый канал». И указывается, что фонд «Справедливая помощь» «лишился трехлетних накоплений — 2 млн. рублей, — лежавших на двух счетах в почившей организации».