Роспотребнадзор оштрафовал оператора мобильной связи «МТС»
В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратился с жалобой абонент «МТС». Он сообщил, что ему выставлен счет за услуги, которые не предоставлялись.
Как следовало из обращения, гражданином, постоянно проживающим в Нижегородской области, ранее на территории Свердловской области был заключен договор об оказании услуг связи с ОАО «МТС». Услугами связи по данному номеру абонент, согласно заявлению, не пользовался давно, а сим-карту хранил отдельно от телефона.
Однако в данный период на лицевом счете почему-то образовалась задолженность. Из ответа оператора на претензию возмущенного абонента следовало, что задолженность по лицевому счету образовалась за дополнительные услуги — доступ к информационно-развлекательному контенту на неком сайте.
Как следовало из объяснений оператора, абонент сам подключил услугу по следующей схеме: ввел на развлекательном сайте свой номер телефона, получил SMS с кодом авторизации, и отправил данный код через сайт, чтобы оформить подписку на гороскоп, методики, онлайн-тестирование и т. д.
Абонент, в свою очередь, действия по оформлению подписки полностью отрицал. Более того, как следовало из детализации, бесплатного SMS-сообщения с короткого сервисного номера, которое должно было содержать код авторизации, на абонентский номер не поступало. Сам же сайт вообще оказался недоступен, что в принципе исключает возможность потребление услуги.
ОАО «МТС» Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Проблема навязывания мобильных подписок является очень актуальной и неоднократно поднималась Управлением.
При этом Управление не раз отмечало сложность доказывания противоправных действий оператора. Показания средств измерений оператора, учитывающих объем оказанных услуг связи (данные биллинговой системы), в суде зачастую возводятся в ранг неоспоримых доказательств. Доказать свою правоту как абоненту, ставшему жертвой обмана, так и Управлению, привлекающему оператора к ответственности, благодаря «бесспорности» детализации счета крайне сложно.
Подобные случаи только доказывают, что к показаниям оборудования оператора в ряде случаев следует относиться критически. Если ошибки исключены, в рассматриваемом случае факт заказа услуги должен был зафиксироваться оборудованием оператора только при введении «секретного» кода из sms-сообщения на сайте. Но потребителю такое sms-сообщение не приходило, следовательно, код он не знал и ввести не мог. Между тем, «безошибочным» оборудованием оператора почему-то зафиксирован факт активации услуги. А если услуга активирована, то введение кода для ее активации не требовалось совсем, либо код не был настолько уж «секретным».
Управление призывает граждан быть внимательными и следить за состоянием лицевого счета.