Первый российский электромобиль Zetta начнут выпускать к концу 2020 года
Производить электрокар будут в Тольятти. Глава Минпромторга Денис Мантуров отметил, что бизнес-проект предполагает экспорт Zetta.
Производство первого российского электромобиля Zetta начнется в конце 2020 года. Об этом в интервью ТАСС заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
Zetta — компактный трехдверный автомобиль с электроприводом. Максимальная скорость — 120 километров в час. Без подзарядки машина сможет ехать от 200 до 600 километров. Это будет бюджетный электрокар: предположительная стоимость российской машины — 450 тысяч рублей. Производить Zetta будут в Тольятти.
В Подмосковье для таких машин уже подготовили около 200 электрозарядных станций. Также планируется установка ЭЗС на вылетных магистралях. Говоря о возможности экспорта российских электрокаров, министр отметил, что изначальный бизнес-проект его предполагает.
О перспективе российского электрокара рассуждает заместитель главного редактора международного проекта Motor1.com Юрий Урюков.
«Сейчас акцент в этом проекте делается на некую народность, то есть доступность, массовость и предложение для широкого круга населения. Tesla к таким машинам не относится. Российский проект скорее близок к тем машинам, которые сейчас активно реализуются в Китае. Мало кто знает, что на китайском рынке полно недорогих электромобилей, которые активно раскупаются в силу своих выгодных условий по продаже и эксплуатации. Но при этом характеристики таких машин недотягивают до ведущих электрокаров мира — ни Tesla, ни Jaguar I-PACE — и по запасу хода, и по мощности, и по скорости. Поэтому никакого прорыва здесь не будет. Надо понимать, что большая батарея стоит дорого, поэтому такой массовый электромобиль будет снабжен батарейкой, которая обеспечит запас хода для городской эксплуатации, в реальности это будет, скорее всего, максимум 100-150 километров. Вроде как стоимость звучит привлекательно, особенно на фоне той же Tesla. Но при этом надо понимать, что здесь много всего будет зависеть от политики государства. Если проект активно поддержит Минпромторг и действительно будут какие-то спецпредложения, акции, скидки, субсидии и так далее, то, действительно, цена может быть привлекательной. Но те же самые полмиллиона рублей — это стоимость неплохой иномарки на вторичном рынке. Новый проект, который запускается с нуля, по сути, в российских реалиях может обернуться тем, что качество будет соответствовать стоимости, которую планируют просить за этот электромобиль».
Российский электрокар — это нишевый продукт, успех зависит от множества факторов, а стимулов для покупки нет, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, для развития этого рынка нужна господдержка и преференции для покупателей.
«Эта машина маленькая, электромобили такого плана мы видели, правда, не в России, а в других странах. И пока они, за исключением электрического Smart, каких-то особых лавров не собрали. У нее очень ограничен диапазон применения. У нас есть некоторый спрос на относительно недорогие электромобили, например, в Крыму и на Кавказе, где их можно использовать на каких-то курортных территориях в качестве прокатных электромобилей. Но при этом надо понимать, что объявленная цена — 450 тысяч рублей — это цена на машину так называемой базовой комплектации, мы не знаем, что такое база. Базой может быть все что угодно, вплоть до отсутствия дверей. В таком электромобиле за такие деньги, по идее, основную стоимость будут составлять батареи и сложные блоки управления плюс электродвигатель. Я не знаю, какую именно часть стоимости будет составлять батарея в случае с электромобилем Zetta, так же как мы не знаем, сколько эти батареи будут жить, каков у них жизненный цикл, как долго они будут держать заряд, насколько с годами будет падать их емкость, это тоже важный показатель. Это история пока очень нишевая для развития электромобильного рынка. Если мы говорим о частном электромобиле, это невозможно без дополнительных преференций. Если бы нам государство говорило: вы покупаете электромобиль, неважно какой, мы вам компенсируем 100 тысяч рублей, а за Tesla, например, мы вам компенсируем 300 тысяч рублей, если у нас такие преференции когда-то появятся, тогда и можно будет говорить о каком-то если не взрывном, но, во всяком случае, интересе со стороны реальных покупателей».
Общая сумма инвестиций в производство бюджетных электрокаров составила 450 млн рублей. В процессе создателям понадобились дополнительные инвестиции в 100 млн рублей. Вопрос о выделении средств должен рассмотреть экспертный совет Фонда развития промышленности в конце августа.