Глава ассоциации свердловских автошкол: «Автодром из экзамена на права никуда не денется»
В 2019 году выросло общее число ДТП с участием водителей, имеющих стаж вождения до 2 лет. В Свердловской области по вине этой категории автовладельцев случилось 228 аварий, в которых 25 человек погибли, 336 получили травмы. Об этом на пресс-конференции в Екатеринбурге сообщил заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Иван Мальгин.
Вину в этом принято возлагать на автошколы (сами они с этим не согласны, но это уже другая история). Вероятно, именно этим было продиктовано решение приблизить подготовку молодых водителей к реальным условиям, в которых им предстоит водить. В декабре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о введении с 1 октября 2020 новой процедуры сдачи экзамена на получение водительских прав, которая объединит «автодром» (первоначальные навыки управления) и «город».
Президент «Уральской ассоциации автомобильных школ» Георгий Коваленко внес важное пояснение — автодром («площадка») из сдачи на права никуда не денется.
— Начало экзамена — на автодроме. Но с 1 октября инспектор затем пересядет назад и — все, поехали сдавать «город», — сказал глава ассоциации автошкол. — Сдача фигур на автодроме в любом случае останется. Просто будет не два отдельных экзамена, а один. «Время экзамена тоже изменится. На „все про все“ в объединенном экзамене отводится 30 минут. Это мало», — считает спикер.
Объединенный экзамен вводится только для прав категории «В» (легковые автомобили). Для «тяжелых» категорий (а это все, за исключением «В») автодром остается, добавил он. Как именно будет происходить сдача экзамена «по-новому», пока малопонятно даже экспертам.
«Если сегодня на автодроме курсант наехал на разметку — это „не сдал“. А в городе на парковке — как это определить? Там разметки нет. Все это нужно обсуждать», — считает Георгий Коваленко.
Как пояснил по этому поводу представитель ГИБДД Иван Мальгин, маршруты, на которых кандидаты будут сдавать единый экзамен, утверждены. Элементы для выполнения упражнений будут заложены в административный регламент.
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов считает, что в нынешней программе подготовки автошкол много теории (в том числе, на его взгляд, совершенно ненужной, как, например, устройство коробки передач) и явно недостает практики. Хотя в новом экзамене число теоретических вопросов… вырастет. В частности, станет больше вопросов по психофизиологии водителей.
— Не знаю, насколько это важно. Управление транспортными средством — это не теоретический процесс, это вопрос практики, — заявил автоэксперт. — И слава богу, что приняли решение учить управлять автомобилем на автомагистралях. Если посмотреть на опыт других стран — там очень много практики. Во Франции это — вождение на загородных дорогах в темное время суток. Курсант обязан их проехать с инспектором. В Японии, где много ж/д переездов, в обязательном порядке сдают экзамен с проездом ж/д переезда. Экзамен нужно приближать к реальным условиям, стремиться к практичности.
По словам господина Коваленко, стоимость обучения в автошколе с введением объединенного экзамена вырастет приблизительно на 10-15% (возрастает нагрузка на преподавателей и технику, плюс топливо), но нагрузка ляжет и на курсанта (ему придется учить не 800, а 3000 вопросов).
По его мнению, в Екатеринбурге обучение вождению должно стоить 45-50 тыс. рублей вместо нынешних 23-25 тыс. рублей. «Вся некачественная подготовка отсюда и идет», — заметил он. И добавил, что для автошкол должна быть введена единая минимальная стоимость обучения.