Росстандарт: Фальсификат на рынке топлива составляет 10 процентов
В скором будущем Росстандарт опубликует на своем официальном сайте список АЗС — где заправляться безопасно, а куда лучше не заезжать — составленный по итогам проверок дизельного топлива и бензина, прошедших в ряде российских регионов, в том число Свердловской области. Об этом на пресс-конференции в Екатеринбурге в четверг сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Кулешов.
«Дважды в год на сайте Росстандарта — в январе и июле — мы публикуем перечень продукции, которая представляет угрозу жизни и здоровью граждан, — сообщил Алексей Владимирович. — Думаем над системой информирования о нарушителям отдельно по топливному рынку».
По словам спикера, ситуация на рынке топлива в РФ следующая: в целом оборот на рынке дизеля и бензина составляет около 60 млн тонн, и фальсификата в этой массе — примерно 6 млн тонн.
«Это данные и наши, и независимых участников рынка. Оценка совпадает: до 10% рынка — фальсификат», — говорит Кулешов. Благодаря активной совместной работе проверяющих органов доля нарушений, фиксируемых на АЗС, за последние 4 года существенно снизилась.
«За это время мы проверили около 7 тысяч АЗС по всей России, это больше тысячи проверенных АЗС в год, — сообщил Алексей Владимирович. — В 2015 году доля нарушений составляла до 20% от всех проверяемых АЗС. По итогам 9 месяцев текущего года — 8,8% (в 2018 году — 9%)».
За счет вымывания с рынка некачественной продукции у добросовестных производителей проявляется больше возможностей производить качественное топливо стандарта Евро 5. Так, с начала года рост производства качественно топлива (бензин + дизель) составил около 1,5%.
В основном нарушения выявляются на несетевых АЗС (форма собственности, как правило — ИП). На сетевых (и федеральных, и региональных) доля нарушений существенно ниже. Если в 2015 доля нарушений, выявленных на сетевых АЗС, составляла 8%, то сейчас, по словам представителя Росстандарта, она стремится к нулю («в 2-3% сетевых АЗС находим нарушения»).
Основные нарушения приходятся именно на дизельное топливо.
«Самое распространенное нарушение — превышение содержания серы в топливе, когда под видом дизельного реализуется высокосернистое, например, печное. Также есть нарушения по вспышке в закрытом тигле — когда оно более воспламеняющееся, чем ему положено быть. Что говорит о подмешивании присадок или плохой очистке резервуара, где до этого находился бензин, либо о другой причине попадания в дизельное топливо не дизельного», — поясняет Кулешов.