Александр Разумов: В Екатеринбурге автомобильных пробок нет, есть заторы
Вчера в мире отмечали Международный День светофора. 105 лет назад, 5 августа 1914 года в американском городе Кливленде появился светофор. Видимо, именно этот повод был использован для того, чтобы познакомить екатеринбургских журналистов с местными светофорами. Для этого представителям СМИ организовали посещение Центра управления движением — именно отсюда, из небольшого офиса на территории ЕМУП «СМЭП» на улице Гурзуфская, 48 и «рулят» всеми светофорными объектами города, коих сейчас насчитывается 632 (плюс 114 объектов, установленных возле школ, и мигающих желтым перед пешеходным переходами для привлечения внимания водителей).
Все светофорные объекты отражены на большой, во всю стену, видеокарте. Как пояснил начальник отдела автоматизированного управления дорожным движением Александр Разумов, на этой карте отображается только работоспособность светофорного объекта — «исправен-не исправен». «Это только „Яндекс.Карты“ заторы красиво визуализируют. Нам же необходимо, чтобы диспетчер в режиме реального времени увидел неработающий объект и оперативно направил на место ремонтную бригаду для устранения неполадки», — говорит Александр Сергеевич.
По нормативу на ремонт дается от одного до трех суток, в зависимости от глубины проблемы. «Но по факту проблему устраняем в среднем за 3,5 часа», — говорит представитель ЦУД. Примечательно, что только 30% неполадок приходятся на отключение электричества.
В 2003 году, когда система автоматизированного управления только была создана, к ней было подключено 100 светофоров (именно столько было их в Екатеринбурге), связь была проводная. Сейчас связь между светофорами беспроводная, для передачи данных используются GSM-каналы.
Режим работы, на который запрограммирован светофор, зависит от количества полос, количества общественного и личного транспорта и пешеходов, движущихся во всех направлениях. В зависимости от этого и составляется пропорция: кого больше, тому и отдается приоритет. Тем не менее, должно соблюдаться требование ГОСТа для пешеходов — светофор должен гореть так, чтобы люди успевали переходить проезжую часть. Это время рассчитывается, исходя из ширины проезжей части на данном перекрестке и средней скорости пешехода — 2,5 метра в секунду.
«Согласен, пожилые пешеходы идут медленнее, но по действующему законодательству разрешается выйти на зеленый и закончить маневр уже на красный. Водители обязаны дождаться, пока пешеход закончит маневр. Если ориентироваться на скорость пожилых пешеходов, то транспорт встанет в колоссальных пробках», — говорит Александр Разумов.
Заторы в Екатеринбурге с каждым годом становятся длиннее — дорожная инфраструктура практически не меняется, а личного транспорта все больше. «В микрорайоне Широкая речка каждые три месяца вводится новый ЖК. Это новые автомобили. Максимально выжимку из светофора мы там уже сделали — там просто не хватает дороги», — подтверждает наличие проблемы Александр Разумов.
Вместе с тем, по его словам, как таковых пробок в нашем городе нет. Есть временные заторы.
— В Москве и Питере машины просто стоят на месте от 5 до 30 мнут, вообще, не двигаясь, — объясняет разницу представитель ЦУД. — У нас такой ситуации нет. У нас если водитель обычно доезжает от работы до дома, к примеру, за 15 минут, то в час пик он едет 25 минут. В два раза дольше, медленно, со средней скоростью 5-10 км/час, но он едет, а не стоит на месте. Когда машина стоит на месте от 5 минут и дольше — это уже пробка. И чем дольше — тем выше балл.
В Екатеринбурге заторами традиционно сопровождается дорожный ремонт с перекрытием движения. Как пояснил Александр Разумов, ЦУД осознанно подключается со своей стороны к разрешению ситуации только на следующий день после перекрытия движения. И объяснил, почему:
— Первые сутки после закрытия (или открытия) участка поток стабилизируется: автомобилисты начинают перестраивать свой маршрут. Наши специалисты этот день-два наблюдают, куда весь этот поток распределяется, и на тех улицах по возможности добавляют время для сигнала транспорту.