Водителя трейлера оштрафовали за отсутствие прав несуществующей категории
ГИБДД сразу двух регионов — Свердловской области и Пермского края — оштрафовала жителя Первоуральска на 5 000 рублей за то, что он управлял легковым автомобилем с «домом на колесах», по мнению представителей Госавтоинспекции, не имея на это водительских прав соответствующей категории.
Как рассказали порталу Uralweb в компании, сдающей трейлеры в аренду, Михаил К. взял у них жилой кемпинговый прицеп по договору проката в сентябре этого года. Мужчина решил сделать подарок семье — автопутешествие по России.
Инцидент случился по пути домой, в Пермском крае. Михаил был остановлен экипажем ДПС. При проверке документов сотрудники ОМВД России по Краснокамскому району Пермского края вменили Михаилу нарушение требований п. 2.1.1 ПДД с формулировкой нарушения: управление ТС с прицепом (разрешённая максимальная масса свыше 750 кг) без соответствующей категории «E».
Категории и подкатегории транспортных средств, на управление которых требуется специальное право, устанавливает и определяет Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения», подписанный президентом РФ и размещенный на сайте ГИБДД.
Категории «Е» в России не существует. Кроме того, Михаил управлял транспортным средством, для которого требуется категория прав «В», ПДД он также не нарушал.
Оказавшись под угрозой потери арендуемого имущества, Михаил позвонил владельцу прицепа и сообщил о случившемся. Сотрудники ДПС удерживали Михаила с пассажиром на трассе более трех часов. За это время водителем были совершены звонки на все горячие линии МВД, службу спасения 112, прибыл второй экипаж ДПС, который не стал ни в чем разбираться и уехал.
Тем временем, владельцу трейлера Артему Парыгину удалось дозвониться на горячую линию ГУ МВД России по Пермскому краю, связаться с дежурным, убедить открыть ФЗ-196 и убедиться в противоправности действий сотрудников ГИБДД. Дежурный пообещал связаться с инспекторами, принять меры по разрешению ситуации в пользу Михаила.
Как позднее рассказал Михаил, в момент составления протоколов одному из сотрудников ДПС действительно поступил телефонный звонок с требованием о прекращении задержания за отсутствием правонарушения. По словам свердловчанина, беседа проходила в напряжённой атмосфере, слышались препирательства с акцентом на то, что у «каждого свой начальник».
В результате пермские инспекторы ДПС составили протокол об административном правонарушении и протокол об отстранении от управления транспортным средством (Михаил везде вместо подписи сделал отметки о несогласии и ходатайствовал о передаче рассмотрения дела по месту жительства в Первоуральск), а водителю предложили два варианта — отправить прицеп на штрафстоянку или остаться на месте. Михаил выбрал второй вариант, после чего инспекторы уехали.
«Мы искренне благодарны Михаилу за то, что он отстоял наше имущество, боролся до конца и не дал отправить на штрафстоянку. В противном случае трейлер мог бы быть поврежден при перевозке на автоэвакуаторе, а на стоянке бы его просто разграбили», — говорит владелец кемпингового прицепа Артём Парыгин.
Вернувшись домой в Первоуральск, Михаилом в 10-дневный срок в адрес ГИБДД по Пермскому краю было направлено обращение с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и отменить решение об административном правонарушении.
Ответ за подписью начальника ОГИБДД МВД РФ по Краснокамскому району Пермского края Макаренко С.Н. поступил 10 октября. В нем сообщается, что дело было передано на рассмотрение в ОГИБДД по Первоуральску, водителю назначен штраф.
8 октября Михаил получил постановление по делу об административном правонарушении, из которого следовало, что он, управляя автомобилем «Тойота Королла», не имел категории «Е». В связи с этим командир роты, майор полиции ОГИБДД ОМВД России по г. Первоуральску Григорьев Александр Сергеевич постановил назначить первоуральцу штраф в размере 5000 рублей.
Постановление было доставлено первоуральцу в момент, когда оно уже вступило в силу, без шансов обжаловать его в досудебном порядке в 10-дневный срок, предусмотренный законом.
Разбираться с вопросом Михаила, почему он должен платить штраф и почему для управления легковым автомобилем требуется категория «Е», которой не существует в российском законодательстве, в ГИБДД никто не стал.
Поскольку в досудебном порядке обжаловать дело оказалось невозможным, Михаил готовит иск в суд.
— К сожалению, подобные инциденты случались и со мной, но до этого случая всё удавалось решить на месте — все документы, законы и постановления Правительства вожу с собой, передаю своим клиентам. Приходится доказывать сотрудникам ГИБДД свои права и, как ни странно, существование закона «О безопасности дорожного движения», — говорит предприниматель Артём Парыгин. — Мы хотели бы для решения этой ситуации использовать методы краудсорсинга — коллективного разума. Нам нужна помощь экспертов, которые уже сталкивались с такими ситуациями и решали их.
По словам Парыгина, все случаи задержаний происходили на Урале, в Екатеринбурге, в Башкирии, Ижевске, Перми. В других регионах, где уже развит караванинг (автотуризм с домами на колесах), инспекторы ДПС проверяют разрешенную максимальную массу автопоезда и нормально реагируют на автопутешественников.