«За два часа вон ту штуку опустили в это отверстие. Все!»
2015 год: в Пекине рабочие построили новый Саньюаньский мост за 43 часа. 2016 год: в Голландии под шоссе за два выходных построили 70-метровый тоннель. 2017 год: в Екатеринбурге полностью закрыли на месяц движение по Макаровскому мосту, который будут перестраивать до 2019 года; за целое лето не сумели ровно переложить брусчатку на площади 1905 года и сделать пешеходные переходы по проспекту Ленина; 30 дней не хватило, чтобы заменить 300 метров трубопровода под закрытой для проезда улицей Мамина-Сибиряка. Что вы еще хотите знать о причинах 9-балльных пробок в уральской столице?
Первым не выдержал начальник Свердловского управления ГИБДД Юрий Демин. 14 сентября шеф дорожной полиции выдал предписание энергетикам открыть движение по улице Фурманова. Здесь в районе пересечения с улицей Московской с середины июля теплоэнергетики меняли 730 метров магистрального трубопровода. С началом сезона деловой активности автомобилисты, чертыхаясь, поехали в объезд, микрорайон оказался скован пробками. Не увидеть этого в управлении автоинспекции, которое находится на соседней улице Чкалова, не могли.
«Темпы ввода объекта не контролировались ни заказчиком, ни администрацией Екатеринбурга, которая выдала постановление на производство работ. Работало по несколько человек, пересчитать которых можно было по пальцам; как следствие, работы шли крайне низкими темпами. Сроки вполне можно было сократить, открыв для движения улицу Фурманова, избежать тех заторов, которые сейчас наблюдаются, и не провоцировать участников движения на нарушение правил в связи с этим», — заявил начальник отдела дорожного надзора Свердловского УГИБДД Дмитрий Кузнецов, направленный начальством выполнять предписание.
В Екатеринбургской теплосетевой компании, скрипя зубами, это предписание выполнили. Правда, частично. Пешеходные дорожки по улице Фурманова доделывали еще на этой неделе, во вторник. «Подвезут асфальт — сегодня сделаем. Не подвезут — завтра», — флегматично заявил мастер участка. В разгар рабочего дня на участке трудилась пара рабочих, закидывавших лопатами куски старого асфальта в ковш бульдозера.
В районе пересечения улиц Гурзуфской и Московской примерно та же картина. Единственный каток в ожидании асфальта при нас прикатывал щебень на месте раскопок под врезку водопровода в строящийся жилой комплекс «Седьмое небо». Поэтому одна из полос дороги закрыта. Ежедневно по утрам здесь, на въезде в центр, скапливается километровая пробка, которая начинается с улицы Посадской. На самой улице Посадской, к слову, есть вообще, как представляется, брошенный участок дороги со срезанным фрезой верхним слоем асфальта (после МУП «Спецавтобаза»).
Главная транспортная артерия города, проспект Ленина, до сих пор также не доделана. «Когда доделаем? Не знаем», — честно отвечают дорожные рабочие восточной наружности. В районе 15:00 мы застаем их на пересечении проспекта Ленина и улицы Сакко и Ванцетти. Они мирно сидят на упаковках с бехатоновой плиткой, которую, по идее, должны спешно укладывать.
Участок улицы Челюскинцев от Бориса Ельцина до Гражданской, включая Макаровский мост, — сейчас сплошная пешеходная зона. Движение тут закрыто. «Я сама автомобилист, и мне кажется, что можно было сначала построить дублер, а потом Макаровский мост закрывать. У нас и так полгорода закрыто, и это действительно проблема для горожан», — говорит одна из прохожих, представившаяся Ольгой Александровной.
«Это вообще можно было сделать летом, а сейчас наши дети в школу пешком ходят по стройке», — вступает в разговор другая женщина. Оказывается, речь идет о лицее №155. От дома моей собеседницы до учебного заведения больше 1,5 километров. «Площадь 1905 года мне тоже не нравится. Те же самые камушки переложили в другом порядке, и вышло не очень», — продолжила возмущаться женщина.
Сами рабочие претензий к своей работе не разделяют. Почти все, говоря о скорости производства работ, ссылаются на необходимость соблюдения технологии. Но какой именно — не говорят. Те, кто перекладывают трамвайные пути на самом мосту, и вовсе возмущаются. «Что значит — медленно?! Мы вчера начали перекладывать путь с той стороны моста (Машет рукой в сторону улицы Бориса Ельцина.) и завтра закончим на этой. (Машет в сторону Гражданской.) Куда еще быстрее?» — недоумевает рабочий Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления Семен.
Повторный наш визит на Макаровский мост поздно вечером позволил зафиксировать — ночью на важном для города транспортном объекте работы практически не ведутся. Около 22:00 на всем Макаровском мосту удается застать только пять рабочих. При нас они вручную, лопатами, раскидывали бетон, цементируя ограждение вдоль переложенных трамвайных путей. «Нам можно только до 20:00 работать. Просто сегодня аврал», — словно извиняясь, пояснил один из рабочих.
С 20:00 до 8:00 пустует и участок улицы Мамина-Сибиряка, где второй месяц продолжаются работы по перекладке теплосетей ЕТК. Днем рабочие отправляют со всеми вопросами к «мастеру Саше». Мастер Саша, которого мы застаем у нивелира, претензий по поводу невысокой скорости работ не принимает. «Как это медленно? До конца недели асфальт уложим и движение откроем. У нас сейчас на объекте находится 15 рабочих и вон сколько техники!» — говорит Александр. «Вон сколько техники» — это каток, экскаватор, грейдер и трактор. Всех по одной штуке.
Разговорившись, узнаем от Александра, что все можно было бы сделать и быстрее. Однако в этом случае работу пришлось бы организовать в круглосуточном режиме. «Сами же окрестные жители против этого. Как только мы задерживаемся после восьми, тут же появляется участковый и требует объяснений», — рассказывает он.
Движение по улице Мамина-Сибиряка от «Черного тюльпана» до УрФУ должны были открыть еще 17 сентября. В пресс-службе ЕТК отмечают, что сроки ввода объекта пришлось продлить до 15 октября «в связи с возникшей необходимостью перекладки газовых сетей». Они относятся к ведению другой структуры, с которой этот вопрос пришлось решать дополнительно. В остальном в ЕТК также ссылаются на особенности технологии производства работ — мол, быстрее переложить 300 метров теплотрассы нельзя. «Количество людей и техники это не решит», — заверяют меня в компании.
Каким образом за рубежом умудряются строить новые мосты и тоннели за два дня — остается вопросом. Видео в помощь.