Водителей возмутили идеи по удорожанию ОСАГО для нарушителей ПДД
Страховщики, Центробанк и ГИБДД взялись за разработку законопроекта об изменениях в тарифах ОСАГО. На этот раз удорожание полисов, как предполагается, коснется злостных нарушителей. Максимальное наказание — рост коэффициента в 3 раза. Еще один сюрприз ожидает юрлиц, для автопарков при расчете КБМ будет действовать принцип коллективной ответственности. При этом в новых правилах ни слова не говорится о скидках для законопослушных автовладельцев.
О том, что страховые хотят собирать больше денег со злостных нарушителей ПДД, сообщалось еще в начале этого года, в апреле в ходе «Прямой линии» Владимир Путин поручил проработать этот вопрос, и у автовладельцев тем самым почти не осталось шансов на сохранение старых правил. Теперь же стали известны подробности этого неоднозначного изменения в расчете тарифов ОСАГО.
Предполагается, что новые изменения в расчете страхования будут дисциплинировать водителей. В РСА подсчитали, что водители, совершившие более пяти серьезных нарушений ПДД, с высокой вероятностью попадут в аварию и, как следствие, страховые будут нести убытки за счет этих автовладельцев. К таким нарушениям отнесли выезд на встречную полосу, превышение скорости и заезд за стоп-линию.
Итак, для тех, кто совершил более 5 таких нарушений ПДД за год, повышающий коэффициент составит 1,86. То есть пять зафиксированных выездов за стоп-линию — и платить по ОСАГО придется на 86% больше. Тем, кто нарушил 10-14 правил дорожного движения, повысят базовый тариф на 2,06. Для накопивших 20-24 штрафа коэффициент составит 2,26, тем, у кого 25 — 29 нарушений увеличат тариф ОСАГО на 2,65, до 34 нарушений — 2,85. Наконец, автолюбителям, кто за год заработает более 35 штрафов, стоимость полиса умножат на 3,04. Предполагалось, что изменения появятся в расчетах ОСАГО уже летом, но вопрос отложили до осени. Такие расчеты были опубликованы в «Российской газете».
Автомобилистов возмутили несколько неясных моментов этой инициативы. Во-первых, нигде не учитывается добросовестность водителей. На сегодняшний день работает коэффициент «бонус-малус» (КБМ), по которому водители, попавшие в ДТП по своей вине, получают повышенный тариф, а проездившие без аварий получают пониженный коэффициент. Согласно этим изменениям предусмотрены только карательные санкции — добросовестных водителей поощрять не планируется. А кроме того, риск убытков от «вероятности попадания в аварию», как указывают автовладельцы, несколько странное понятие. Ведь убытки от аварии уже заложены в КБМ, а платить еще и за странную «вероятность» водители не хотят.
Во-вторых, по-прежнему вызывают вопросы нарушения, учитывающиеся при расчете коэффициента. Специалисты все еще не пришли к единому мнению, учитывать ли только выезд на встречку и превышение скорости или вести подсчет и таким нарушениям как неправильная парковка. Опять же, автовладельцы указывают — превышение скорости на 10 км и на 60 км с точки зрения безопасности езды вовсе не равнозначны. «Моей машиной пользуются несколько человек, в том числе не члены семьи. Если каждый из них попадется с превышением скорости на камеру на трассе, то все штрафы придут на мою машину, и платить повышенный ОСАГО буду я. Где тут справедливость?», — интересуются автовладельцы.
Добавим, попутно с внедрением системы расчета в зависимости от количества штрафов, поменяется и система расчета КБМ. Скидка за аварийную езду будет рассчитываться не в страховой, ее будет присваивать РСА, причем исходя не из срока действия полиса, а по календарному году. Если по истечении календарного года не было убытков по договору ОСАГО, коэффициент снизится на 0,5. Если убыток был, то на следующий год коэффициент вырастет. Особый порядок прописывается для юрлиц — им будет присваиваться единый коэффициент на весь автопарк. Если хоть одна машина попала в аварию, то повышенную страховку придется платить за машины всего парка. Автомобилисты в сообществах шутят, что спустя год действия этих изменений не останется ни одного водителя маршрутки или такси с легальным полисом ОСАГО.