В России появится новая федеральная медицинская база данных водителей
МВД предлагает ужесточить в России систему контроля за здоровьем водителей и претендентов на получение прав, пишут в четверг «Известия».
В ведомстве разработан законопроект о новой схеме взаимодействия с Минздравом, согласно которому в России появится новая федеральная медицинская база данных автомобилистов. В нее будут вносить заключения медкомиссий или диагнозы врачей. Если заболевания, состояние или вредные привычки граждан совпадут с черным списком противопоказаний для получения прав или вождения, это сразу же станет известно гаишникам.
Они смогут оперативно инициировать приостановку действия или лишение прав, предотвратив таким образом потенциальную опасность. Такой механизм позволит бороться с теневым рынком медуслуг и торговлей справками — сокрытие или искажение информации о здоровье человека будет грозить юридическим и должностным лицам административным делом и штрафом до 600 тыс. рублей.
Поводом для изменений в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) стали последние трагические аварии, как с участием общественного транспорта, так и частников, а также неоднозначная ситуация с медосмотром водителей.
— Между Минздравом и МВД нет взаимодействия в этой сфере, поэтому имеющие противопоказания водители продолжают управлять машинами, что приводит к трагедиям, — рассказал «Известиям» источник в МВД. — При этом постоянно фиксируются случаи смерти водителей в результате резкого ухудшения их здоровья или состояния, когда они находятся за рулем.
По его словам, многие водители имеют медсправки, не отражающими реального состояния их здоровья. Например, перенесшие инсульт дальнобойщики вновь возвращаются на маршрут, несмотря на угрозу потери сознания и опасность для других участников движения.
В связи с этим МВД подготовило ряд поправок в законы и КоАП о взаимодействии гаишников и медиков, о создании новой федеральной медицинской базы данных автомобилистов, а также об ответственности должностных лиц и компаний.
— Минздрав России поддерживает инициативу МВД России по созданию информационной базы о лицах, страдающих психическими или наркологическими заболеваниями. При этом министерство придерживается позиции, что сведения, составляющие врачебную тайну, должны представляться сотрудникам полиции в строго очерченном круге случаев и в ограниченном объеме, — заявили «Известиям» в пресс-службе Минздрава.
На практике взаимодействие между МВД И Минздравом будет следующим: когда претендент на права или водитель будут проходить медосмотр или обращаться к врачу в поликлинику, результаты будут заноситься в новую «водительскую» базу данных. Специальная программа будет сопоставлять результаты обследования и поставленные диагнозы с черным списком противопоказаний для получения прав или управления автомобилем. Если совпадения найдутся, об этом будет сделана соответствующая пометка в базе. Гаишники, в свою очередь, будут всегда иметь доступ к таким данным: они смогут оперативно инициировать приостановку действия прав или выйти в суд с ходатайством о лишении прав на определенный срок.
Врачебная тайна при этом не будет нарушена — гаишники не увидят в компьютере сам диагноз человека, а только пометку о том, что он годен или не годен к управлению автомобилем.
Новый перечень противопоказаний был утвержден правительством в январе этого года. Всего в списке 10 групп, каждая из которых включает несколько кодов международной классификации болезней (МКБ): психические расстройства, шизофрения, расстройства личности, невротические заболевания. В первую очередь под запрет попадают алкоголики и наркоманы. За руль нельзя садиться эпилептикам (код G40) — любой приступ чреват аварией. Людям с больной сердечно-сосудистой системой, в том числе перенесшим инсульт, будут приостанавливать действие прав, если врачебная комиссия решит, что конкретный вид заболевания опасен на дороге. В черный список попадут даже люди с расстройствами настроения (аффективные расстройства) (F30-F39). Человеку с диагнозом «депрессия» придется доказывать, что конкретно его случай не мешает ему управлять машиной и не создает проблем для других. Запретили водить машину и людям с расстройствами личности (коды F60-F69), в том числе так называемыми сексуальными аномалиями. К ним относится трансвестизм, транссексуализм, фетишизм и вуайеризм.
Чтобы база оперативно пополнялась и имела достоверные сведения, МВД предлагает ввести наказание должностных и юридических лиц за искажение или укрытие информации. В первую очередь это ударит по частным клиникам и медцентрам, которые поставили торговлю справками на поток, без проведения медосмотров. Для нарушителей введут штраф от 5 тыс. до 600 тыс. рублей. По проекту за повторное нарушение может быть приостановлена деятельность компании на 90 суток.
Эксперты говорят, что такой механизм в России необходимо было ввести уже давно.
— Перечень заболеваний, с которыми нельзя водить машину, существовал и раньше, но никакой ответственности за это ни водители, ни врачи, ни владельцы транспортных компаний не несут, — рассказал «Известиям» глава объединения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Просто у МВД не было возможности проверить правильность предоставленных водителем сведений о своем здоровье: если ему ставили диагноз из перечня «запретных», он шел и покупал себе справку за пару тысяч рублей у любой компании с медицинской лицензией.
Однако, он опасается, что после вступления закона в силу на транспортных предприятиях пройдут массовые увольнения.
— Например, госпредприятия держат водителей с сомнительным здоровьем, потому что никакой ответственности для них нет, — считает Шкуматов. — После принятия закона их, скорее всего, уволят. Крупные коммерческие транспортные компании также «почистят» свои ряды. А вот мелкие игроки рынка вряд ли что-то принципиально поменяют в кадрах — они, как и сейчас, останутся на полусерых схемах работы.
Автомобильный правозащитник Виктор Травин полагает, что, несмотря на наказание, новшества могут стать причиной злоупотреблений медиков даже из госучреждений.
— Зарплату врачам еще больше сократили, поэтому они в качестве дополнительного источника доходов могут согласиться за крупную взятку не вносить неблагоприятный диагноз в базу, — считает Травин. — Подделку сведений доказать легко, а утайку — гораздо сложнее. Смоделируем ситуацию: если я приду на прием ко врачу, и он выслушал меня и не стал записывать новый диагноз в амбулаторную карту, никто не докажет, что я у него был.