Правительство задумалось о возвращении льготного автокредитования
Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития до 5 февраля проработать вопрос о целесообразности возобновления программы льготного автокредитования. Это следует из перечня решений по итогам совещания о мерах по поддержке российского авторынка, опубликованного на сайте правительства.
На возвращении программы льготного кредитования настаивают автодилеры. По данным газеты «Ведомости», 3 декабря ассоциация «Российские автодилеры», в которую входят около 500 компаний, направила письмо на имя Медведева, а также министра промышленности и торговли Дениса Мантурова с просьбой возобновить программу.
Это не первая попытка Ассоциация вернуть льготные автокредиты. Дилеры просят об этом правительство еще с весны этого года. Соответствующее письмо было направлено в Министерство промышленности 21 марта.
Издание приводит слова директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, сделанные им в конце октября. Чиновник тогда заявил, что ведомство сочло программу льготного автокредитования неэффективной и сделало ставку на программу утилизации автомобилей.
Начиная программу льготного кредитования в 2013 году, «мы говорили о том, что если банк дает ставку по автокредиту под покупку новой машины порядка 12−14%, то мы субсидируем ему часть ставки, доводя этот кредит, условно говоря, до 9%», объяснял Морозов. В результате автокредиты оказывались более дешевыми в обслуживании, чем другие потребительские кредиты.
Но к октябрю-ноябрю 2013 года оказалось, что банки «подтягивают все свои ставки повыше», нивелируя «скидку», которую давало государство. Получилось, что от действий государства выиграли банки, а не покупатель — ему приходилось платить те же 12−14% годовых. «Мы поняли, что кормить банки бессмысленно, а когда мы делаем программу утилизации, эту скидку получает конкретный потребитель», — объяснял Морозов.
Программа льготного кредитования действовала с июля по декабрь 2013 года. Государство компенсировало покупателям автомобилей стоимостью до 750 тыс. руб. часть процентной ставки по кредитам на их покупку. Обязательства федерального бюджета по этим выплатам составили 8,6 млрд руб. Благодаря льготному кредитованию автопроизводители продали в 2013 году каждую десятую машину (277 тыс. штук).