У истоков современного автопрома принято помещать совершенно конкретную фигуру — инженера и изобретателя Карла Бенца, создателя первой относительно успешной повозки с двигателем внутреннего сгорания. Однако, Benz Patent-Motorwagen (именно так называлась эта трехколесная самобеглая коляска) так и остался бы еще одним механическим чудачеством, если бы не жена Карла.
По большому счету, именно Берта Бенц обеспечила своему мужу не только возможность спокойно заниматься своими изобретениями, но и стала его музой, обеспечив постоянный приток вдохновения и веры в себя. Автомобильные историки считают, что роль, которую Берта Бенц сыграла в становлении современного автопрома, ничуть не менее, а может и более важна, чем роль самого Карла — создателя, конструктора и тому подобное.
Поговаривают, что ни один успешный мужчина не смог состояться бы без женщины, которая обеспечивала бы ему пресловутый «крепкий тыл». Эти слова — как раз про Карла и Берту.
Первые существенные финансовые вливания в фирму Карла, позволившие ей остаться на плаву в трудные 70-е годы XIX века, стали непосредственным следствием его женитьбы на Берте. По одним данным, Берта поделилась с новоиспеченным мужем своим приданым, по другим — договорилась с отцом о ссуде, которую тот выделил молодому изобретателю.
Четыре тысячи марок обеспечили Карлу Бенцу известную финансовую независимость, следствием которой, в конечном итоге, и стало появление на свет первого автомобиля конструкции Бенца. Случилось это, правда, нескоро — лишь через 14 лет после свадьбы.
По некоторым данным, Карл Бенц был слегка параноиком. Он всерьез опасался, что вокруг его мастерской буквально роятся «промышленные шпионы», так и норовящие позаимствовать передовые идеи.
Соответственно, прототип самобеглой коляски выезжал за ворота мастерской на испытательные заезды только глубокой ночью, в кромешной тьме, что, само собой, изрядно затягивало процесс ее разработки.
И, возможно, именно это страстное желание Бенца сохранить конструкцию автомобиля в строгом секрете и стало причиной того, что первый в мире «дальнобойный» заезд первого в мире автомобиля состоялся без его участия — и даже без его ведома. Правда, к тому моменту окончательно готовый Benz Patent-Motorwagen уже засветился на нескольких выставках, да и на улицы родного для фирмы Бенца городка Мангейм выезжал при свете дня, но полномасштабных дорожных испытаний так и не проходил.
Не исключено, что Берту Бенц побудила сделать то, что она сделала, реакция общественности на изобретения её мужа. Безусловно, инженерное сообщество осыпало повозку с бензиновым мотором комплиментами, однако, потенциальные покупатели — рядовые немцы — считали будущий автомобиль не только непригодным для ежедневной эксплуатации, но и опасным чудачеством.
Желая поддержать мужа и наглядно доказать ему — создателю автомобиля, у которого к тому времени уже начали опускаться руки — что дело всей жизни Карла имеет безусловное право на существование, Берта и отправилась в свой знаменитый автопробег.
Значение ее поступка для развития мирового автопрома переоценить сложно. Думается, если бы Берта не оказалась в известном смысле более волевой и целеустремленной, чем сам Карл, мы бы жили сейчас совсем в ином мире. И не стоит забывать о том, что подобная самостоятельность для женщины в то время и в том обществе воспринималась, как нечто вообще немыслимое.
А Берта просто съездила проведать маму — из Мангейма в Пфорцхайм, отстоящий на 104 км (и мужа о своих намерениях в известность не поставила). Поездка эта сейчас овеяна множеством легенд, часть из которых имеет под собой вполне реальные основания. Например, в ходе этого первого в мире автопробега появились на свет первые в мире автосервисы и первая в мире автомобильная заправочная станция. Автосервисами стали деревенский кузнец, починивший полетевшую на автомобиле цепь и шорник, изготовивший из кожи новые тормозные колодки, а заправкой — обычная аптека. В аптеках тогда продавали так называемый лигроин — нефтепродукт, который использовался в качестве чистящего средства, а экипажу Берты он послужил заменой бензину.
Самой Берте тоже пришлось выступить в роли автомеханика: заколкой для волос она прочищала топливные шланги, а подвязкой чинила изоляцию в системе зажигания. Выступала она и тягловой силой: вместе с 15-летним сыном Рихардом толкала «моторваген» в горку, когда не хватало мощности двигателя. Рулил в этой ситуации третий член экипажа — 13-летний Ойген.
Экипажу — женщине и двум подросткам — не только удалось благополучно добраться до мамы и бабушки, но и через несколько дней вернуться обратно. Утверждается, что Карл Бенц сделал из этой поездки множество выводов, как технических, так и моральных. Например, на «моторвагене» появилась дополнительная передача для преодоления подъемов, а у самого Карла — новая порция веры в себя и свое изобретение, которое наконец-то получило некоторое признание общественности (в том числе и за границей). Уже в 1893 году Бенц создает четырехколесный образец «моторвагена» под именем Benz Victoria, а затем — новые двигатели, новые модели, коммерческий успех, объединение с фирмой Daimler и так далее, и так далее…
Дорога же, по которой Берта Бенц ездила к матушке (104 км туда и 90 км по другому маршруту обратно) сейчас именуется «Мемориальной трассой имени Берты Бенц» и считается памятником немецкой истории, а также самой старой в мире автомобильной трассой. Проехать по этому, без преувеличения, знаковому маршруту может каждый автомобилист. А в Пфорцхайме в 2008 году был установлен весьма оригинальный памятник первому на планете автопробегу.
Фото — из архивов концерна Daimler
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов