В ближайший понедельник случится то, к чему центр Екатеринбурга трудно, спотыкаясь, но все же шел несколько месяцев подряд. Введение в действие платных парковок на некоторых улицах столицы Среднего Урала многократно откладывалось, но администрация Екатеринбурга все же приняла волевое решение: день Х назначен на 26 мая. Появились ли у администрации ответы на те вопросы, которые мы задавали еще в декабре? Или, наоборот, созрели новые?
Похоже, в администрации города рассчитывают на успех проекта. Иначе чем объяснить уже звучащие торжественные реляции о том, что открывающиеся в понедельник 450 платных парковочных мест в будущем превратятся в две-три тысячи? Оценивая объемы финансовой поддержки, которые паркующиеся окажут бюджету города, власти вполне можно понять. По сути, из пыльного воздуха центра города можно сделать несколько десятков миллионов рублей, не прикладывая к реальному наведению порядка никаких особых усилий.
«Я считаю, что если администрация решила брать деньги за воздух, то хотя бы сделайте так, чтобы это было удобно. Ведь никакой ответственности за припаркованные автомобили никто не несет, человек просто платит за возможность поставить автомобиль, — заявляет один из руководителей Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов. В самом деле, система оплаты парковочных часов по сравнению с той, что предлагали в декабре, практически не изменилась. Паркомат не будет принимать наличных, соглашаясь лишь с банковскими картами. Предусмотрена также возможность оплаты с помощью СМС-сообщений. И, следовательно, как и прежде, нет ответа на вопрос, как быть приезжим пожилым людям, плохо представляющим себе, что такое «эсэмэска» и в глаза не видевшим банковского пластика.
На сегодня информативность паркоматов тоже не выдерживает никакой критики. Власти обещают, что к понедельнику обеспечат информационные табло и выведут на улицы волонтеров, но будет ли этого достаточно — пока сказать сложно. Легко предположить, что первые недели работы платных парковок зарабатывать они будут в основном на штрафах. Впрочем, схема противодействия пресловутым «Парконам» давно опробована в столице, где эта система работает уже давно. Не желающий платить за парковку безболезненно может прикрыть часть номера бумагой или тряпкой, или вообще его снять — никаких карательных санкций за такие действия не предусмотрено.
Официально заявленная цель введения платных парковок в центре — снижение трафика и освобождение свободных мест от обитателей близлежащих офисов в пользу приезжих. Предсказать реальный итог этих действий очень легко. «Эта мера как раз и вводится для того, чтобы люди, здесь работающие, искали себе другое место для парковки. И я думаю, они его найдут — в ближайших дворах. Я не завидую местным жителям, потому что в их дворах будет твориться ад», — считает Максим Едрышов. Очевидно, окрестные дворы в массовом порядке начнут отгораживаться шлагбаумами или заборами, изолируя свое внутреннее пространство от набегов нежелательных гостей. Это, к слову, вполне действенный и, что немаловажно, законный метод противодействия с одной стороны и повышения комфортности собственного места обитания — с другой.
С парковкой в Екатеринбурге дела обстоят из рук вон плохо, что в центре, что на окраинах. Главная беда центра — самозахват общедоступных парковочных карманов офисами и магазинами, чьи входные группы выходят на улицу. Правозащитники утверждают, что предъявлять какие-либо права на места, изначально предназначенные для общего пользования, не может никто, и таблички вида «Парковка только для клиентов…» или ряды оранжевых конусов с дюжим охранником неподалеку ничего общего с реальностью не имеют. Впрочем, попытка запарковаться в месте, обозначенном таким способом, может спровоцировать конфликт с вышеупомянутым охранником, и, не исключено, именно поэтому рядовые автовладельцы предпочитают не связываться с инициативными бизнесменами, оттяпавшими кусок дороги общего пользования.
«У нас любят устанавливать различные таблички, дополняющие официальный знак парковки — например, „Только для машин ГУВД Свердловской области“. Это, в принципе, тоже незаконно, потому что подобные таблички просто не предусмотрены ПДД. Если имеется знак „Парковка“, то она предназначена для всех. Раньше действительно по ПДД была возможность оформить такую табличку, но изменения в правила внесены очень давно», — говорит представитель Комитета по защите прав автомобилистов. По словам г-на Едрышова, единственный законный способ противодействия подобным самозахватам — письмо в прокуратуру, причем представители прокуратуры не раз призывали общественность сигнализировать. Но, как уже говорилось, рядовые автомобилисты предпочитают не связываться.
Впрочем, порой спорную с точки зрения закона инициативу проявляют и они. Чаще всего происходит это в перенаселенных частными автомобилями дворах. «Парковочные войны» чаще всего выливаются в попытки застолбить за собой кусок территории, и в средствах понаторевшие в соседских конфликтах автомобилисты не стесняются. Самым популярным оружием был и остается так называемый «Блокиратор парковочного места». Стоит всего около двух тысяч рублей, устанавливается в любое место, надежно его охраняет — чего еще надо, чтобы спокойно приехать домой после работы? Вот только и его использование на территории общего пользования противоречит закону. Строго говоря, двор, даже легально обособленный — тоже общая территория. И сосед этажом ниже, никогда не имевший автомобиля, имеет столько же прав на этот кусок асфальта, как и тот, что нашел гениальное решение установить блокиратор. Таким образом, инициативному автовладельцу не стоит удивляться, если в один прекрасный вечер он, прибыв в свой родной двор, этого самого блокиратора не обнаружит. Или найдет на нем, помимо своего собственного замка, еще и чужой. Хотя, конечно, даже против всех моральных принципов установленный блокиратор все равно остается чьей-то законно приобретенной собственностью, и его демонтажом должны заниматься правоохранительные органы.
Еще одно любимое развлечение самых отвязанных автомобилистов — использование в качестве мест для парковки окрестных газонов. Моральную сторону вопроса мы, как очевидную, оставим в стороне и обратимся к правовой. Как ни странно, парковка на газонах в Екатеринбурге официально запрещена, и за подобную самодеятельность предусмотрены вполне осязаемые санкции. Штраф составит от одной до трех тысяч рублей, и ненавязчиво порекомендовать тем самым правоохранительным органам получше выполнять свои обязанности может любой неравнодушный человек. Вот только обращаться в этом случае лучше не в ГИБДД.
Вышеупомянутый штраф зафиксирован в областном Кодексе об административных нарушениях. Соответственно, реализовывать свое право на наказание должны не инспекторы ГИБДД, а участковые полицейские, утверждает Максим Едрышов: «Дело в том, что это уже не вотчина ГИБДД, этим должны заниматься участковые. Это обязанность полицейского — пойти, зафиксировать и оштрафовать. Если же паркующиеся на газонах в вашем дворе достали лично вас, нужно найти своего участкового и спросить его — почему он получает зарплату, но не работает». Можно захватить с собой и некоторое количество фотографий тех, кто игнорирует понятие «газон», а можно, если нет времени на личное посещение, переслать их электронным порядком в ГИБДД. Правда, во-первых, фото придется сопроводить именем, фамилией и адресом, так как анонимные сообщения в ГИБДД не рассматривают, а во-вторых, инспекторы все равно перешлют их участковому, которому и придется принимать соответствующие меры.
Это вполне в традиции наших правоохранительных органов — выполнять свои обязанности только после настойчивых просьб заинтересованных граждан. С другой стороны, та же прокуратура просто физически не в состоянии отследить все случаи захвата парковочных пространств, так что без сигналов со стороны жителей Екатеринбурга, как ни крути, не обойтись.
Фото: © Uralweb.RU
На практике - обращения игнорируют, пишут в ответ - это ваша территория, решайте сами, мы тут вообще сбоку.
Самое забавное - на первое обращение прокуратура реагировала, даже штраф в 500р "хозяину цепочки" выписала. Но никто ничего не убрал. И толку от всех обращений - только потраченные нервы и время, итог - штук 30 ответов-отписок от прокуратуры и ГИБДД. Могу ими печь разжигать))
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов