Ежедневно мы проходим по одним и тем же улицам нашего города и уже не замечаем те особенные дома, памятники, исторические места, которые нас окружают. Для нас Плотинка — это место городских гуляний, а улица, некогда носившая удивительное имя Златоустовская, всего лишь улица Розы Люксембург, сверх меры загруженная транспортом. Для кого-то Храм- на -Крови только один из пунктов обязательной свадебной программы, для кого-то это святое место, а кто-то с недоумением смотрит на современных храм, на строительство которого ушел не один миллион рублей.
Взгляд гостя нашего города на Екатеринбург будет абсолютно другим, нежели наш с вами. Поэтому сегодня мы решили показать вам столицу Урала глазами иностранца: Марибель-Мария Гомез Эрнандес, мексиканка, приехавшая к нам из США, проведет нас по своим любимым местам и поделится своими впечатлениями.
Мы договорились, что Марибель будет показывать те места, где она любит гулять, а я постараюсь коротко рассказать ей о наших исторических памятниках.
Наша встреча произошла возле памятника основателям Екатеринбурга — Василию Никитичу Татищеву и Вилиму Ивановичу Де Геннину. Автор памятника — московский скульптор П. П Чусовитин, похоже плохо себе представлял, как на самом деле выглядят основатели нашего города.
Татищев В. Н. Де Геннин В. И.
Судя по портретам, эти люди абсолютно не похожи друг на друга. Здесь же мы видим два одинаковых лица. Только один в треуголке, а второй в парике. Наша гостья поинтересовалась — были ли эти люди братья или, может быть, это отец и сын? А когда я рассказала о том, как прозвали этот памятник в молодежных кругах (имеется в виду «Бивис и Баттхед»), Марибель долго смеялась и восхищалась точностью определения.
Мне было очень интересно, какой маршрут предложит нам Марибель. Будет ли это традиционная экскурсия «по красной линии» или она захочет прогуляться совсем по другому пути. Конечно же, меня не удивило то, что наша гостья предложила, прежде всего, подойти поближе к дому Севастьянова. Неудивительно, ведь этот красивейший старинный особняк на берегу городского пруда, одно из главных украшений Екатеринбурга.
Этот дом несколько раз менял хозяев, но тот вид, в котором особняк находится сейчас, он приобрел при чиновнике горного ведомства Севастьянове. Рассказывали, что г-н Севастьянов был очень странный человек. В его должности люди, как правило, могли себе позволить всего лишь небольшой деревянный домик или квартирку в наем, но не таков был Николай Иванович Севастьянов. Он вдруг стал несметно богат. От куда взялись огромные деньги — до сих пор неизвестно. По легенде он даже крышу своего дома хотел покрыть золотом, но не разрешили.
Также говорят, что любил он переодеться простолюдином и прогуливаться по набережной, подслушивая разговоры прохожих о своем доме. Эти легенды и сам внешний вид дома, могут рассказать нам о тщеславном характере домовладельца Севастьянова.
Далее Марибель предложила прогуляться до Храма-на- Крови. Но прежде чем туда отправиться, мы решили показать нашему «экскурсоводу» «нулевой километр» у Главпочтамта. Во многих странах мира этот особый знак в центре столицы символизирует начальную точку отсчёта дорожных расстояний. Наша гостья была удивлена тому, что и в Екатеринбурге есть такой знак.
К храму мы решили пройти через Литературный квартал, где мы увидели памятник Пушкину. Оказывается, Марибель ни разу не видела этого памятника, поэтому он крайне заинтересовал ее.
«Кто этот красивый мужчина и почему он в платье?», — так спросила она о памятнике Пушкину. Говорят, что великий русский поэт внешне напоминал обезьяну, но здесь скульптор Геворкян Г. А. запечатлел его «красивым мужчиной», или же данный тип оказался во вкусе нашей мексиканки?
Еще один памятник, который встретился нам по пути к храму, был памятник Петру и Февронии. Марибель говорит, что наши православные святые совсем не похожи на католических святых.
Она была очень растрогана легендой о Петре и Февронии, по которой Петр — князь Муромский заболел проказой, но во сне к нему явилась крестьянка Феврония, которая обещала его излечить. Уже наяву поставила она условие князю: будет он здоров, если женится на ней. Петр согласился, а выздоровев, князь забыл свое обещание и заболел вновь. Еще раз обратился он за лечением к мудрой Февронии, а выздоровев, уже не нарушил данного обета. Так князь женился на крестьянке. Прожили они всю жизнь душа в душу, мудро правили, позже приняли монашеский постриг и умерли в один день. Завещали они похоронить себя в одной могиле, но по церковным законам так хоронить было нельзя. Несмотря на это, уже на следующий день после захоронения их тела невероятным образом воссоединились. Сейчас же Петр и Феврония являются святыми покровителями семьи, любви и верности.
Потом мы поднялись к Храму-на-Крови. И именно тут Марибель рассказала, чем именно ее восхищает наш город. По ее мнению он очень компактный, до любых достопримечательностей можно дойти пешком, при этом старинные особняки логично вписываются в архитектуру современного города. Ничто ничему не мешает. При этом современные строения — это не просто стеклянные коробки, а неординарные, многоликие, замысловаты архитектурные здания.
«Я знаю, что на этом месте была расстреляна царская семья. В мировой истории не раз казнили королей, но то, что произошло здесь, поражает своей жестокостью. Я прихожу сюда и любуюсь фотографиями. Мне очень нравятся эти умиротворенные русские лица. Что касается самого храма, он помпезен и масштабен. У нас в Лас-Вегасе нет таких больших православных церквей. И знаете, чем еще мне нравится этот храм? — продолжает Марибель, — несмотря на свои канонические формы, это все-таки современная постройка во всем своем блеске, с использованием новых технологий. Это как бы квинтэссенция вашего города — соединение старого и нового».
Я позволила себе не согласиться с Марибель, мне гораздо ближе старые деревенские церквушки. Для меня этот храм символ современной церкви, но Марибель была непреклонна.
Дальше наша гостья предложила прогуляться до улицы Розы Люксембург. Правда, мы начали нашу экскурсию от дома доктора И.А. Сяно, который находится на углу Малышева и Карла Либкнехта.
Этому зданию уже больше ста лет, а уникальность данного архитектурного объекта в том, что этот особняк является единственным образцом стиля «уральский модерн» в полукаменной архитектуре Екатеринбурга. Это типичный доходный дом, первый этаж которого сдавался в аренду под магазины и конторы. Кроме того, у владельца-врача здесь имелись приемные и больничные покои.
Далее мы перешли ул. Малышева и оказались на одной из старейших улиц города — ул. Розы Люксембург, которая во многом сохранила облик середины ХIХ века.
Дом Купца Бабикова
В доме купца Н.Г. Бабикова еще 100 лет назад располагался крупнейший в Екатеринбурге винно-гаcтрономический магазин, сейчас здесь находится кожно-венерологический диспансер. А рядом находится особняк В.А. Бибикова, далее дома купцов П.П.Суслова и С.И. Лопатина, дом Левитских, дом А.М. Фоминых, дом доктора Туржанского.
До революции 1917 года на улице Златоустовской располагались гостиница «Американская», бакалейно-гастрономический магазин Топорищева, дома екатеринбургских врачей Б. А. Ландсберга, К. Н. Калмыкова и других с кабинетами и лечебницами, родильный дом, дом российского общества торговли аптекарскими товарами, три частных аптеки, художественные мастерские.
Меня несколько удивил выбор Марибель. Казалось бы это улочка обычных маленьких домиков, не представляющих особого интереса для человека не посвященного. Когда я спросила, почему мы пришли именно сюда, ее ответ поразил. Оказывается, наша гостья восхищается тем, как здорово в нашем городе уживается рядом старое и новое.
Архитектурные и исторические памятники нисколько не мешают новым зданиям в стиле хай-тек. И именно здесь, это отчетливо видно. Я не стала разочаровывать Марибель своими рассказами о том, как часто у нас сносятся архитектурные памятники. И как сложно отстоять каждый из них. Пусть находится в неведении и радуется такой необычной застройке города.
Далее мы вышли к Церкви Святой Троицы (Розы Люксембург, 57). Эта церковь строилась с 1814 по 1854 год на средства главы екатеринбургской старообрядческой общины купца Я.М. Рязанова, и является одним из значительных в городе памятников классицизма.
На этом наша экскурсия по архитектурным памятникам завершилась, и мы спустились к набережной Исети. Кормили уток, беседовали о том, как когда-то в Исети можно было купаться, а сейчас даже рыбу нельзя ловить.
Прогулялись до современного памятника клавиатуре, который представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Это единственный в мире подобный памятник. Горожане продолжают фантазировать. И уже старый кирпичный дом, находящийся рядом, прозвали «системным блоком», реку Исеть на форумах, часто пишут как «I-сеть», и ждут когда появится рядом памятник монитору и компьютерной мышке. Марибель предложила загадать желание, набрать его на клавиатуре и прыгнуть на Enter. Мое, кстати, уже сбылось.
Ближе к Малышева мы набрели на памятник «The Beatles» Монумент представляет собой чугунные силуэты участников группы на фоне кирпичной стены. Рядом на стене надпись из песни The Beatles «The love you take is equal to the love you make"(Любовь, что ты берешь, равна любви, что ты даешь) Это слова из одной популярной песни ливерпульской четверки. Наша гостья, как-то гуляя по набережной, услышала музыку, звучащую от памятника.
Оказалось, здесь праздновали день рождения Джона Леннона. Ей очень сложно понять, почему фигуры музыкантов выполнены силуэтами. Когда-то в далекие 60-ые Битлз был воздушной мечтой советского человека. Их зыбкость, недостижимость для тех поколений и попытались воплотить авторы идеи.
Здесь мы расстались с Марибель-Мария Гомез Эрнандес, несколько озадаченные выбранным нашей гостьей маршрутом. Ей было не интересно показать нам вид на город с небоскреба Высоцкий, ее не заинтересовала Плотинка, зато мы прогулялись по тихой набережной со стороны улицы Горького и были на горке возле Храма- на-Крови, где открывается чудесный вид на город. И я благодарна Марибель за то, что она помогла мне увидеть Екатеринбург другими глазами.
Версия на английском языке:
Фото, видео: Анна Ионова
Войти
Зарегистрироваться
Вход с помощью других сервисов